«Главным следственным управлением Следственного комитета России завершены следственные действия по уголовному делу об аварии, произошедшей в августе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС», – сообщается на сайте ведомства.
В СК отметили, что директору филиала ОАО «РусГидро» – «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего» Николаю Неволько, главному инженеру станции Андрею Митрофанову, его заместителям Евгению Шерварли и Геннадию Никитенко, а также работникам Службы мониторинга оборудования Саяно-Шушенской ГЭС Александру Матвиенко, Владимиру Белобородову и Александру Клюкачу предъявлены обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее смерть более двух лиц и причинение крупного ущерба).
По версии следствия, обвиняемые, являясь ответственными за безопасную эксплуатацию гидротехнического оборудования Саяно-Шушенской ГЭС, по небрежности в течение длительного времени допускали работу гидроагрегата № 2 в неудовлетворительном вибрационном состоянии. Сотрудники ГЭС бездействовали и не принимали никаких мер по устранению технической неисправности, в том числе и в ходе планового ремонта, проведенного в январе-марте 2009 года.
«В результате 17 августа 2009 года при увеличении амплитуды вибрации турбинного подшипника до 840 микрон, при максимально разрешенном значении до 160 микрон, произошло разрушение крепления крышки турбины, что привело к ее отрыву, затоплению машинного зала, разрушению и повреждению сооружений, технических устройств и технологического оборудования Саяно-Шушенской ГЭС и гибели 75 человек из числа персонала станции и подрядных организаций», – отмечается в сообщении.
В настоящее время потерпевшие, обвиняемые и их защитники знакомятся с материалами уголовного дела, объем которого составляет 1150 томов. После ознакомления уголовное дело будет направлено в Генеральную прокуратуру России для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения.
Напомним, Саяно-Шушенская ГЭС, крупнейшая электростанция страны, расположенная на Енисее, была остановлена 17 августа в 4.15 по московскому времени после разрушения машинного зала, куда хлынула вода. Сильные повреждения получили седьмой и девятый гидроагрегаты, третий, четвертый и пятый агрегаты были завалены металлоконструкциями. В результате аварии погибли 75 человек, пострадали еще 85 человек, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.
Через месяц после трагедии были оглашены предварительные результаты расследования и названы вероятные причины аварии. По версии следствия на тот момент, события могли развиваться следующим образом: из-за поломки креплений крышки гидроагрегата № 2 произошел разрыв основной части креплений турбины, в результате чего между крышкой и камерой рабочего колеса появилась щель. В эту щель произошел выброс воды под большим напором. Струя воды уничтожила специальные щиты в шахте агрегата и разрушила его активные части.
Далее произошло замыкание и отключение генератора, после чего динамический удар привел к срыву остальных креплений крышки, которая стала подниматься вверх под давлением воды. После этого авария развивалась стихийно.
Кроме того, стало известно, что незадолго до трагедии производился ремонт второго гидроагрегата, в рамках которого должна была проводиться проверка креплений крышки. За качество проведения ремонта ответственны эксплуатационные службы ОАО «РусГидро».
В марте 2011 года следователи СК предъявили обвинение по ч. 2 ст. 143 УК РФ (нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда, совершенных лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц) семи работникам СШГЭС.
В феврале 2012 года Генеральная прокуратура России предложила Следственному комитету предъявить фигурантам дела об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС) новое, более тяжкое обвинение
Обвинительное заключение по такой статье было направлено в прокуратуру лишь 8 декабря 2011 года. К этому времени произошли изменения в российском законодательстве, согласно которым срок давности по нетяжким преступлениям, к которым относится ст. 143 КУ РФ, не может превышать двух лет.