Россияне поражают: несмотря на общий пессимизм (менее трети жителей России рассчитывают, что экономическое положение страны в течение года улучшится) они предпочитают тратить деньги, но не откладывать их на черный день. Исследование, проведенное BCG весной 2012 года в 16 странах мира, показало, что российские тенденции нередко противоречат общемировым, передает Forbes.
Так, если на фоне экономического кризиса потребители из всех других исследованных стран предпочитают делать сбережения, а не тратить, то россияне скорее поступят наоборот: только 25% высказались в пользу сбережений по сравнению, например, с 44% в Китае или 69% в Индии.
Половина граждан России полагает, что возможности для повышения социального уровня сократились за последние 10 лет
В целом среди всех опрошенных стран, россияне едва ли не менее всех остальных довольны своей жизнью: более «несчастными» чувствуют себя лишь жители Греции, переживающей острый финансовый кризис, и Японии, приходящей в себя после разрушительного цунами. Только 47% россиян заявили, что они счастливы и довольны своей жизнью - это на 5% меньше, чем год назад. Для сравнения, считают себя счастливыми 78% жителей Индии, 67% - Бразилии, 62% - Китая.
60% россиян - больше, чем в других странах БРИК - признали, что кризис оказал на них прямое негативное влияние: в Бразилии таковых оказалось 48%, в Китае - 26%, в Индии - 17%. Более других, что не удивительно, считают себя пострадавшими от кризиса греки (93%), испанцы (75%) и итальянцы (63%). В США также 60% опрошенных уверены, что кризис им навредил.Россияне обеспокоены ростом неравенства, ухудшением качества жизни, отсутствием возможностей повышения социального статуса, и это, несмотря на высокие темпы роста ВВП и увеличение доходов в течение последнего десятилетия. 41% россиян считают, что качество жизни ухудшилось за последнее десятилетие. 57% опрошенных уверены, что неравенство в стране значительно обострилось (только население Китая еще более радикально в этом мнении - 81%). Половина граждан России полагает, что возможности для повышения социального уровня сократились за последние 10 лет.
Неудивительно, что только 6% россиян абсолютно уверены в своих возможностях накопить на пенсию во время «рабочего возраста» - это в пять с лишним раз меньше, чем в Китае (32%), в четыре раза меньше, чем в Индии (23%) и вдвое меньше, чем в Бразилии. Российские настроения в целом ближе жителям США (9%) и ЕС (8%). Сегодня 20% россиян вынуждены материально поддерживать своих пожилых родителей и родственников, тем самым уменьшая свои свободные средства. По мере старения населения, эта тенденция будет проявляться все сильнее.
Страх потерять работу среди россиян пошел на убыль, но все еще вдвое сильнее в России, чем в других странах БРИК: 20% россиян опасаются потерять работу в текущем году (в прошло году таковых было 22%, а в позапрошлом - 25%), в Индии, Бразилии и Китае эта цифра колеблется в районе 10%.
При этом только 29% россиян - меньше, чем во всех других исследованных странах, -ожидают, что экономика укрепится в текущем году. При этом в США подобных оптимистов оказалось 41%, в странах ЕС - 34%, в Бразилии - 57%, Китае - 49%, Индии - 40%.
При этом, по сравнению с представителями других стран, россияне проявляют завидную стойкость и не спешат сокращать свои расходы: только 25% делают выбор в пользу сбережений вместо трат, а 35% выражают резкое несогласие с такой точкой зрения. Самыми склонными к заначке на черный день оказались индийцы (69%), с большим отрывом за ними следуют американцы (47%), японцы (46%), китайцы (44%).
Подобная склонность к тратам в годину кризиса неудивительна - по данным аналитиков BCG, россиянам более чем всем остальным помогает поднять настроение шопинг. Утверждение «чем больше я покупаю, тем счастливее себя чувствую» находят верным для себя 42% респондентов из России. 40% бразильцев почти совпадают в этом тренде с россиянами, а вот, например, в Швейцарии сказать то же самое могут лишь 22% респондентов.
Несмотря на поразительную тягу россиян к шопингу, многие - 43% опрошенных - подтвердили, что кризис заставил их изменить свои привычки. В частности, они откладывают крупные покупки, стараются найти самую выгодные цены, и не упускают случай купить подешевле за счет рекламных акций. В наибольшей степени изменить свои привычки кризис заставил греков (75%), американцев (65%), итальянцев (62%), США (65%) и Греции (75%).
Число россиян, перешедших на более дешевые товары, чем до кризиса, достигло 41%, увеличившись за год на 15%. Более практичные решения при совершении покупок объясняются еще и тем, что это повышает самооценку покупателя в его собственных глазах: он чувствует, что проявил смекалку, смог на ту же сумму приобрести больше и позаботился о своей семье. Около половины опрошенных подтвердили, что не вернутся к докризисному стилю совершения покупок, даже если экономика полностью восстановится.
Аналитики BCG отмечают, что интернет приобрел огромное значение для потребителей во всем мире. Что касается России, то только 15% покупок россияне совершают онлайн.