«Предновогодний пожар на «Екатеринбурге» в ремонтном доке судоремонтного завода с ракетным вооружением на борту стал последней каплей терпения руководства страны и Минобороны. Официального вердикта по итогам расследования этого ЧП пока не вынесено, однако предварительные выводы уже сделаны, они неутешительны, и, как известно, вылились в указ президента», - отметил источник «Интерфакса».
Он напомнил, что до этого происшествия президент вынес адмиралу предупреждение о неполном служебном соответствии по итогам пожара на флотской базе под Москвой.
«Не забыт пожар и взрывы на арсенале ВМФ в Ульяновске. Именно при Высоцком случилась трагедия на АПЛ «Нерпа», - сказал источник.
Он опроверг пресловутую «оппозиционность» Высоцкого, в том числе в связи с эпопеей перевода Главкомата ВМФ в Санкт-Петербург.
«Высоцкий, вопреки мнению о якобы активном сопротивлении выполнению этого решения, никогда его не оспаривал», - заявил собеседник агентства. Напротив, по его словам, «в Главкомате и на флотах выражали недовольство излишней мягкостью адмирала и его явным нежеланием отстаивать интересы флота перед высшим руководством, возражать мерам, которые привели к потере самостоятельности ВМФ как отдельного вида Вооруженных сил».
Источник отметил, что при адмирале Высоцком статус ВМФ был заметно понижен. Все флота оказались в подчинении командований стратегических направлений: Северный и Балтийский флота вошли в состав Западного военного округа, Тихоокеанский флот - Восточного, а Черноморский флот и Каспийская флотилия переданы в подчинение Южного военного округа.
Главный штаб в качестве центрального органа управления подвергся жесткой оптимизации и стал лишь административным органом управления, отвечающим за технические, представительские и учебно-научные функции. Возникли проблемы подчиненности и управления, которые так и не разрешены.
Вместе с тем высокопоставленный представитель Генштаба отметил, что адмирал Высоцкий пока не уволен с военной службы. «Немаловажно и то, что адмирал присутствовал на церемонии инаугурации президента Владимира Путина», - сказал он.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее в субботу были разъяснены причины отставки, в которую в начале мая был отправлен главком ВМФ Владимир Высоцкий, высокопоставленный представитель Генштаба объяснил уход главкома с должности тем, что адмирал не хотел переводить штаб в Петербург.
6 мая высокопоставленный источник в Минобороны заявил, что последние громкие отставки в руководстве вооруженных сил могут говорить о взятии курса на ликвидацию главкоматов видов войск.
Ранее в тот же день президент России Дмитрий Медведев подписал указы о перестановках в руководстве вооруженными силами.
Новым главкомом ВМФ вместо Владимира Высоцкого стал бывший командующий Балтийским флотом Виктор Чирков, а главкомом ВВС – Виктор Бондарев, ранее занимавший пост первого зама командующего этого вида войск.
Предшественник Бондарева Александр Зелин назначен помощником министра обороны.
Напомним, вот уже несколько лет общественность наблюдает за планами Минобороны передислоцировать в Петербург из Москвы Главный штаб ВМФ. Эта тема муссируется с 2007 года, когда ее озвучил тогдашний председатель Госдумы Борис Грызлов. Позже министр обороны Анатолий Сердюков поручил подчиненным подготовить план переезда. Однако его сроки не раз переносились.
В 2009 году передислокацию отложили из-за нехватки средств. По словам военных экспертов, 26–50 млрд рублей, которые могли уйти на перенос, являются непозволительной тратой, а полная стоимость этой затеи, включая развертывание всей защищенной системы управления силами ВМФ, оценивалась в еще более громадную сумму – более чем 1 трлн рублей. Озвучивалась также и другая, возможно, не менее важная причина – нежелание высшего комсостава ВМФ переезжать в Северную столицу.
Впоследствии разные высокопоставленные источники в военном ведомстве не раз ставили этот переезд под сомнение или вовсе «отменяли» его, но по прошествии какого-то времени другой представитель Минобороны уверенно заявлял, что о пересмотре планов речи не идет. Так, осенью 2010 года сообщалось об отказе от перевода, а также об идее преобразовать Главкомат ВМФ в один из департаментов Генштаба в Москве. А осенью следующего 2011 года начальник Генштаба Николай Макаров говорил, что переезд никто не отменял и преобразования в департамент также не будет.
Одним из тех, кто жестко критиковал идею перевезти в Северную столицу Главный штаб ВМФ, был председатель клуба моряков-подводников Петербурга, капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин. «Этот переезд – большая глупость. И это не только мое мнение, но и мнение ветеранов и сотрудников Генштаба. Во-первых, Главный штаб просто нельзя отрывать от Министерства обороны. Во-вторых, устраивать в период кризиса столь масштабные акции, я считаю, просто нецелесообразно», – говорил он.
Однако по прошествии времени Курдин сказал следующее: три-четыре года назад, когда только появилась эта идея, он был резко против. Но на сегодняшний день, по его словам, этот переезд, возможно, «кажется уже вполне оправданным»: «Дело в том, что изменилась функция главного штаба ВМФ. Управлением они уже не занимаются, теперь это делает Генштаб через командующих военными округами. А за ними осталось кораблестроение, военно-морское образование и наука и еще несколько направлений. Учитывая эти изменения, перевод штаба в Петербург уже не выглядит таким уж нелогичным. Ведь Петербург – это один из главных центров кораблестроения, военного образования, военно-морской науки. И если этим сейчас занимается главнокомандующий ВМФ, то почему бы ему действительно не сидеть здесь, в Петербурге? Тогда и руководителям предприятий, которые сейчас ездят к нему в Москву, не надо будет никуда уезжать», – пояснил эксперт.
Однако, как нам показалось, в словах Курдина сквозило не столько согласие с планами Министерства обороны, сколько ирония: «Мне сложно комментировать логику принятия решений, которая и мне не совсем понятна. У них семь пятниц на неделе. Захотели – сделали так, потом – эдак, решили, а давайте попробуем, что получится... Если главком или его зам нужны в Москве, то они вполне могут сесть в «Сапсан» и за четыре часа доехать до столицы. Пусть ездят в Москву на работу», – говорил Курдин.