«Я думаю, что Гайд-парка у нас не будет, – рассказал высокопоставленный чиновник в мэрии Москвы. – Для его создания требуется внести серьезные изменения в законодательство. И потом у нас все-таки достаточно много мест в городе. Мы всегда сможем предложить митингующим разные площадки. Одной ограничиваться необязательно».
Ранее власти были настроены менее либерально. Еще месяц назад о Гайд-парке заговорил премьер Владимир Путин. «В целом в будущем по примеру наших соседей в Европе нужно найти какое-то место достойное типа Гайд-парка», – заявил он 14 февраля. Спустя несколько дней мэр Сергей Собянин поручил создать рабочую группу, которая должна была определить такое место.
Однако вскоре столичное руководство пришло к выводу, что, поскольку в столице проходят совершенно разные по численности митинги, для них удобнее находить разные площадки. В итоге рабочая группа по Гайд-парку за месяц не была даже сформирована. Это признал на брифинге в понедельник вице-мэр Александр Горбенко, пишет газета «Известия».
«Мы обсуждаем список организаций, которые хотели бы войти в состав рабочей группы. Пока дальше мы не продвинулись», – сообщил чиновник. Он же и рассказал о том, как, по его мнению, логично было бы изменить законодательство о митингах.
«Я считаю, что в таком городе, как Москва, нужен перечень, где будет указано, в каком месте и какое количество людей может собираться», – отметил Горбенко. В случае появления такого перечня у властей Москвы не будет возможностей для злоупотреблений, а у оппозиции – для провокаций, рассуждает он, ведь под определенную численность митингующих будут положены конкретные места. Площадки для митингов будут определены в ходе обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, подчеркивают в мэрии. Однако именно на этом этапе возникнут сложности. Уже сейчас провластные и оппозиционные силы выступают за прямо противоположные варианты.
Глава фракции «Единой России» в Мосгордуме Андрей Метельский предлагает удаленные от центра точки. «Это должны быть такие места, как Лужники и Поклонная гора. Мы должны уважать интересы всех москвичей и не мешать им в ходе акций», – подчеркивает он.
Один из организаторов митингов «За честные выборы*» и замглавы фракции «Справедливой России» в Госдуме Геннадий Гудков**, наоборот, настаивает на самом центре.
«Это должны быть Красная площадь, Васильевский спуск, Лубянская площадь, Болотная, проспект Сахарова, Новый Арбат и Тверская улица. На более удаленные точки народ уже будет хуже ходить», – подчеркивает он.
На самом деле в Москве есть три площади, которые могут устроить обе стороны: Болотная, Пушкинская и Триумфальная, говорит завкафедрой управления территориальным развитием Академии народного хозяйства Вячеслав Глазычев.
«Это так называемые карманы – площади, которые еще не превращены в транспортные узлы, то есть они не помешают движению транспорта, на чем настаивают власти. С другой стороны, все три площади – центральные, что важно для оппозиции, – рассуждает он. – Болотную можно использовать для массовых митингов, на которые приходят десятки тысяч человек, а Пушкинскую и Триумфальную – для акций, которые посещают менее 10 тысяч».
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
** Признан(а) в РФ иностранным агентом