Как рассказали источники в МЧС, всех россиян, находящихся на данный момент в Сирии, можно разделить на три условные группы.
Такие операции обычно разрабатываются на самый экстренний случай, типа атомной бомбардировки
«Это сотрудники российских загранучреждений, люди, работающие в Сирии по частным и прямым контрактам, а также граждане, находящиеся в частных поездках или состоящие в браках», - поясняет собеседник в ведомстве.
Всего, по данным собеседника, в случае обострения ситуации в Сирии немедленной эвакуации в Россию подлежат 30 тыс. человек. Из них только 9 тыс. зарегистрированы в российских консульствах и посольствах, остальные официально не учтены. Если же брать в расчет и граждан других стран СНГ, то в общей сложности эвакуации подлежат 60 тыс. человек.
Впрочем, пока о желании покинуть страну официально заявили 402 человека в Дамасском и 615 в Алеппском консульских округах.
Спасатели предусмотрели несколько способов и маршрутов для эвакуации россиян. Первый путь - комбинированный. Людей будут на автомобильном транспорте доставлять в сирийские порты Тартус и Латакия и переправлять оттуда морем на Кипр, в порт Ларнака. Оттуда беженцев перевезут в Россию самолетами МЧС и Минобороны, а также регулярными рейсами авиакомпаний «Аэрофлот», «Сайпрус Эйрвейз» на самолетах Airbus-320 (вместимость - 180 человек).
Также в эвакуации российские власти планируют задействовать четыре пассажирских парома: «Аполония» (250 мест), Ант-1 (90 мест), Ант-2 (68 мест) и «Николай Конарев» (75 мест). Сейчас эти паромы находятся в акватории Красного, Средиземного и Черного морей. Также в операции предполагается участие сторожевых и больших десантных кораблей Балтийского и Черноморского флотов.
«Вместимость больших десантных кораблей «проект 775» составляет 130 человек, а «проект 1175» - до 290 человек. Они могут быть задействованы на маршруте - порт Тартус–Новороссийск, а также порт Тартус (Сирия) – порт Ларнака (Кипр)», - пояснил источник в МЧС.
Кроме того, вывоз россиян предусмотрен из аэропортов Дамаск и Латакия на самолетах Ил-62, Ил-76 и Як-42, которые принадлежат МЧС, а также на аэробусах «Аэрофлота» и «Трансаэро». В случае необходимости к вывозу людей из этих аэропортов подключатся самолеты военно–транспортной авиации Минобороны, которые уже находятся в шестичасовой готовности на аэродромах Пскова, Таганрога и Оренбурга. С учетом использования воздушного пространства Украины, Болгарии, Греции, Кипра и Ливана время перелета до Дамаска составит 8 часов.
По расчетам спасателей, за одну «ходку» четыре самолета МЧС из Сирии могут вывезти около 440 человек, еще около 1,4 тыс. перевезут компании «Аэрофлот» и «Трансаэро». «Для вывоза 9 тыс. российских граждан понадобится как минимум четверо суток», - пояснил спасатель.
Представители «Аэрофлота» не смогли оперативно предоставить изданию комментарий об участии компании в спасательной операции. В «Трансаэро» пояснили, что самолет компании Boeing-747 не будет пересекать воздушное пространство Сирии, а людей будет забирать с Кипра.
Директор Института стран СНГ Константин Затулин считает, что скорее всего, план по эвакуации не понадобится.
«Такие операции обычно разрабатываются на самый экстренний случай, типа атомной бомбардировки, но редко воплощаются в жизнь, - пояснил Затулин. - В реальности будет вывезено значительно меньше людей, чем планируется».
По его словам, у России мало опыта проведения подобных масштабных операций. В конце 80-х годов, когда в Узбекистане начались межэтнические столкновения, из республики, входившей в состав СССР, в Краснодарский край военные вывезли турок-месхитинцев, однако, по словам Затулина, тогда была иная ситуация. В 1994 году в Россию приехали около 1 млн беженцев из Казахстана, которые спасались сами, без чьей-либо помощи.
По словам источника издания в МЧС, для управления эвакуацией в Сирии организована специальная правительственная комиссия, которая будет координировать работу всех ведомств. Общая численность группировки МЧС с учетом экипажей судов составит 173 человека. О численности группировки Минобороны решение будет принимать Генштаб ВС РФ.
В посольстве России в Сирии «Известиям» сообщили, что сейчас в стране есть только два относительно безопасных маршрута для эвакуации. Сухопутный - по дороге Дамаск–Бейрут, а также морской - из городов Тартус и Латакия. При этом дипломаты отмечают, что аэропорт в Дамаске уже нельзя назвать безопасным, а вывоз граждан из города Алеппо фактически невозможен.
Напомним, что столкновения между правительственными войсками и противниками режима президента Башара Асада продолжаются в Сирии с марта 2011 года. За это время там погибли более 15 тыс. человек. На днях стало известно о том, что в Сирии похищены двое граждан России, за них уже потребовали выкуп.