Как отмечают авторы, на протяжении последних десятилетий вопросы о вероисповедании не входили в анкеты при переписи населения в СССР и России, этот пробел по мере сил пытается заполнить проект АРЕНА, передает РИА «Новости».
Исповедуют православие и принадлежат к Русской православной церкви - 41%, исповедуют православие, но не принадлежат к РПЦ - 1,5%
«Мы попытались летом 2012 года измерить не православных как таковых, а православных, принадлежащих к Церкви, и результаты у нас получились следующие: исповедуют православие и принадлежат к Русской православной церкви - 41%, исповедуют православие, но не принадлежат к РПЦ - 1,5%.
Очень мощная группа «в Бога верю, но никакой религии не исповедую» - 25%. Несколько неожиданная группа христиан, - не ожидали, что их окажется там много - христиане, которые не принадлежат ни к одной конфессии, их 4,1%. И группа староверов (старообрядцев) - 0,2%, это примерно 300 тысяч старообрядцев», - сказала координатор «Среды» Алина Багрина.
Она пояснила, что принадлежность к РПЦ, которой руководствовались эксперты при подсчете, стала альтернативой уже существующим критериям, которые лежат в основе других исследований (к примеру, регулярность посещения храма).
«Мы попытались предложить альтернативу. Мы исходили из уникальности понятия «Церковь» в православном христианстве, причастность к Церкви», - сказала Багрина.
Атлас создан на основе данных, полученных исследовательской службой «Среда» в ходе опроса около 60 тыс. респондентов в 79 регионах России в 2012 году.
В то же время недавний опрос «Левада-центра*» показал, что православных в России 74%.
В свою очередь руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе отметил, что не видит противоречия в разных количественных показателях православных верующих.
«В выступлениях высоких церковных представителей фигурирует еще другая цифра - 70-80% православных. Это не потому, что мы не читаем те исследования, которые проводятся, и не потому, что мы им не доверяем, а потому что, по нашему убеждению, именно это количество людей несет в себе некие признаки православной идентичности. Это те люди, которые потенциально принадлежат к православной культуре и которые являются теми, кто слышит пастырское слово Церкви, может быть даже формально Церкви не принадлежа», - сказал он.
«Это, конечно, не ставит точку в дискуссии о количестве православных, принадлежащих или декларирующих свою принадлежность к православию, но думаю, что эти исследования надо продолжать», - заключил Кипшидзе.
По данным исследования, доля тех, кто регулярно (раз в месяц или чаще) исповедуется, невысок - 2%, а вот ежедневно молятся 12% опрошенных, лишь 5% россиян читали Евангелие, зато в приметы, гадания и судьбу верят 13%.
По мнению главы финансово-хозяйственного управления РПЦ и куратора Программы строительства 200 новых храмов в Москве епископа Подольского Тихона, ничего нет странного в том, что не все, считающие себя верующими, не совсем точно знают основы вероучения.
«Когда начинается строительство каждого нового храма, община зачастую собирается из людей, которые пока не являются в полном смысле слова воцерковленными - многие приходят просто помочь священнику и своим соседям, потому что хотят быть причастными к доброму делу - строительству нового храма. А уже потом, по мере общения с батюшкой, они начинают участвовать в таинствах Церкви», - привел он пример.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента