Аналитики объясняют это тем, что ритейлеры в этом году поторопились начать распродажи досрочно, еще в четверг, что уменьшило значимость пятничного события.
«Черная пятница» определенно не умерла, но она начала переползать на другие дни», - отметил глава Национальной федерации розничной торговли (National Retail Federation, NRF) США Мэтью Шэй, передает «Интерфакс».
По данным ShopperTrak, посещаемость магазинов в «черную пятницу» увеличилась на 3,5% по сравнению с прошлым годом, до более чем 307 млн человек, однако многие посетители лишь рассматривали витрины, не сделав ни одной покупки.
NRF при этом отметила рост посещаемости обычных и интернет-магазинов в четверг - День благодарения - на 21%, до 139,4 млн человек. С учетом повторных посещений в пятницу 247 млн американцев заходили в магазины по сравнению с 226 млн в 2011 году, сообщила федерация. По ее данным, за «длинные выходные» 2012 года потребители потратили около 59,1 млрд долларов, или 423 доллара на каждого покупателя, что на 13% больше, чем за сопоставимые 4 дня 2011 года.
Между тем интернет-магазины увеличили продажи в пятницу на 26% - до рекордных 1,04 млрд долларов, пишет Financial Times, ссылаясь на данные ComStore. В общей сложность 57,3 млн американцев сделали в этот день покупки через интернет.
По словам аналитиков ComScore, «черная пятница» с каждым годом становится все более заметным событием в мире, привлекая все больше людей. «Особенно поразительны показатели роста в категории интернет-продаж, которые в прошлые годы не так радовали, как в этом году», - пишут эксперты.
Если верить опубликованным данным, то в этом году первое место по покупкам заняли аксессуары и одежда, на которые было потрачено более четверти общей суммы, второе место - компьютерное оборудование. Самыми посещаемыми стали сайты eBay, Amazon, Walmart. Best Buy и Apple замыкают эту пятерку.
IBM увеличила продажи интернет-магазина на 17,4% в День благодарения и на 20,7% в «черную пятницу» по сравнению с теми же днями в прошлом году. На долю планшетов Apple пришлось 10% всех покупок мобильных устройств, сделанных в пятницу через интернет.
По данным MarketWatch, магазины товаров для дома в этот предпраздничный сезон демонстрируют лучшие показатели продаж с 2008 года. Однако по мере приближения Рождества их ожидает усиление конкуренции с интернет-магазинами.
Долгое время этот сегмент розничной торговли США с оборотом 40,8 млрд долларов в год оставался сравнительно защищенным от конкуренции со стороны интернет-магазинов, поскольку цены на мебель, обстановку и хозтовары сложнее сравнивать, и покупатели предпочитают увидеть и потрогать такие товары, прежде чем сделать выбор.
В четвертый четверг ноября (22 ноября в этом году) в США отмечается День благодарения, за которым следует «черная пятница» - день, когда начинается наиболее активный сезон распродаж.
Слово «черный» относится к финансовым показателям торговых компаний, которые обычно как раз в этот день выходят из «красной» - убыточной - зоны. Официально этот день является в США рабочим, но многие американцы берут дополнительный выходной и проводят три дня в поисках подарков к Рождеству и Новому году.
По данным Citi, универсамы получают в «черную пятницу» 11-13% ноябрьской выручки, магазины-дискаунтеры (такие как Walmart и Target) - 7-9%.
Первый понедельник после Дня благодарения окрестили «киберпонедельником». Исследования показывают значительный рост продаж в этот день у 70-80% онлайн-ритейлеров: посвятив выходные «реальному шоппингу», потребители выходят в понедельник на работу и продолжают делать покупки, но уже в интернете. По оценкам ComScore, в этом году продажи в «киберпонедельник» превысят 1,5 млрд долларов.