Как рассказали источники в спецслужбах, проверка в Рязани и Москве началась несколько дней назад. Проверяющих из ФСБ интересуют обстоятельства расформирования музея и перевод его экспозиции на 147-ю автобазу Минобороны на столичной Рублевке.
Женщина толкнула Сердюкова в бок и громко произнесла: «Такой машины у нас нет
Музей военной автомобильной техники был создан в 1994 году при Рязанском военном автомобильном институте (РВАИ) по постановлению правительства к 50-летию победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Тогда же со всей страны в музей были отправлены уникальные антикварные автомобили и техника.
Среди 150 экспонатов были лимузин-кабриолет ЗИЛ-111, на котором Юрия Гагарина везли из аэропорта до Красной площади для доклада руководству страны об успешном полете в космос; ЗИЛ-117 1971 года выпуска, на котором ездил кубинский лидер Фидель Кастро во время визитов в Советский Союз; ЗИС-110 первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, а также уникальный первый образец «русского виллиса» – ГАЗ-67.
В музее были правительственные «Чайки», «ЗИМы», ГАЗ-12, экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах.
По самым скромным подсчетам экспертов, общая стоимость этой коллекции составляет несколько десятков миллионов евро. Это без учета стоимости ряда уникальных автомобилей, которые практически не имеют цены.
«Кабриолетов ЗИЛ-111 было выпущено восемь штук, сейчас стоимость такого автомобиля составляет 800 тыс. евро, – рассказывает замдиректора реставрационной мастерской Музея техники Вадима Задорожного Юрий Костькин. – ЗИС-110 в зависимости от комплектации может стоить до 600 тыс. евро. «Чайки» на рынке оцениваются в 50 тыс. евро. Но у машин может быть и своя история – в зависимости от того, кому она принадлежала и кто на ней ездил, стоимость может значительно увеличиться.
В 2010 году по личному приказу министра обороны Анатолия Сердюкова музей в Рязани был неожиданно расформирован. А самые уникальные экспонаты переправлены на 147-ю автобазу Минобороны в Москву. Теперь чекисты подозревают, что часть коллекции так и не доехала до Москвы или уже здесь попала в руки богатых коллекционеров.
Бывший директор музея Рудольф Вандер подтвердил, что несколько дней назад к нему пришли сотрудники ФСБ, которые запросили всю документацию, связанную с переводом экспонатов из музея на автобазу.
«Сотрудники ФСБ сняли копии с приказов и документов на переданную в Москву технику, – рассказывает Вандер. – Они сказали, что есть подозрения, что часть экспонатов пропала».
Вандер по-прежнему считает, что причиной для закрытия музея стала личная прихоть Сердюкова.
«Интерес к нашей коллекции он стал проявлять сразу после того, как возглавил Минобороны, – рассказывает Вандер. – Узнав, что у нас есть раритеты, Сердюков распорядился сделать для него подробный фотоальбом всех экспонатов, сфотографировав их со всех ракурсов».C 2007 по 2009 год, по словам экс-директора, сотрудники музея сделали три таких фотоальбома и отправили их министру.
«Нам сказали, что альбомы министру очень понравились, – вспоминает Вандер. – А вскоре к нам приехал и сам Сердюков со своими помощниками, среди которых была и молодая женщина».
Сначала музей лишили статуса, и он стал Историко-мемориальным залом в составе Музея истории ВДВ. А затем был выпущен и приказ от начальника автотранспортной службы Минобороны полковника Сергея Климова, где сообщалось, что 11 марта 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков принял решение о переводе автоэкспозиции в Москву.
«К нам приехали эвакуаторы и увезли 63 самых ценных экспоната. При этом все документы на автомобили остались у нас, – рассказывает Вандер. – О дальнейшей судьбе экспонатов я ничего не знаю». На 147-й автобазе Минобороны заявили, что все экспонаты из рязанского музея находятся у них в целости и сохранности.
«Это музейные образцы, поэтому они стоят в спецхранилище и никуда не выезжают», – пояснил начальник базы Александр Грабко.
Эксперты поясняют, что есть много способов скрыть пропажу раритетной техники. «Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда музейный экземпляр танка или автомобиля оказывался в прямом смысле слова пустышкой – из них вынимали двигатель и всю уникальную начинку, которые затем продавали за большие деньги западным коллекционерам», – рассказывает «Известиям» оперативник МВД. Автоэксперт Юрий Костькин также слышал о подобных аферах.
«Ценность редкого или раритетного автомобиля заключается именно в оригинальных деталях, которые в этой связи пользуются очень высоким спросом у коллекционеров», – рассказывает Костькин. По его словам, после закрытия Рязанского музея военной автомобильной техники все его экспонаты словно растворились.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 25 октября стало известно о возбуждении пяти уголовных дел по факту мошенничества в ОАО «Оборонсервис». Ущерб превысил 3 млрд рублей. Позже следователи пришли к выводу, что все преступления были совершены одними и теми же людьми, в связи с чем дела были объединены в одно.
1 ноября Хамовнический суд Москвы в рамках этого дела санкционировал арест руководителя центра правовой поддержки «Эксперт» Екатерины Сметановой и ее мужа Максима Закутайло, ранее занимавшего должность генерального директора Окружного материального склада Московского округа ВВС и ПВО. Согласно решению суда, подозреваемые будут находиться под стражей до 10 декабря 2012 года. Им уже предъявлены обвинения.
Между тем 6 ноября президент Владимир Путин отправил в отставку министра обороны Анатолия Сердюкова. На его место с поста губернатора Московской области назначен Сергей Шойгу.
В СК уже заявили, что Сердюков при необходимости будет допрошен в рамках расследования дела о мошенничестве в Оборонсервисе.
7 ноября прокуратура передала следователям материалы о попытке продажи по заниженной на 350 млн рублей цене акций и недвижимости предприятия из структуры Оборонсервиса. Кроме того, прокуратура вскрыла новый факт незаконной продажи военного объекта с занижением стоимости на 240 млн рублей.
На следующий день СМИ со ссылкой на источники сообщили, что в ходе масштабной проверки законности реализации объектов военного ведомства были выявлены новые 10 эпизодов продажи имущества Минобороны по заниженной цене примерно на 1 млрд рублей.