В новом глобальном индексе «недееспособных государств», составленном журналом Foreign Policy и общественной организацией «Фонд мира», им отведены, соответственно, седьмая и девятая позиции. Вместе с ними в число стран, которым, по мнению составителей индекса, грозит государственный коллапс, входят (в порядке убывания угрозы) Сомали, Чад, Судан, Демократическая Республика Конго, Гаити, Зимбабве, Центральноафриканская Республика и Кот-д'Ивуар.
#{interviewpolit}По сравнению с предыдущим списком, в новом произошли лишь незначительные перестановки. Вообще, по словам авторов, в первой десятке наиболее неустойчивых государств в течение семи лет «тасуются», как карты в колоде, одни и те же 15 стран. Индекс выпускается с 2005 года.
В нынешнем году Гаити и Кот-д'Ивуар вытеснили из первой десятки Гвинею и Пакистан. Но общая незавидная «пальма первенства» четвертый год подряд осталась за Сомали – из-за продолжающейся в этой стране гражданской войны, а также такого вопиющего проявления безвластия и беззакония, как пиратство.
Как и большинство подобных исследований, рейтинг претендует на научный подход. Его составители утверждают, что принимали во внимание целый ряд ключевых показателей дееспособности государств – от демографической динамики и исхода беженцев до экономического неравенства внутри страны, криминализации и делегитимизации государственной власти, влияния служб безопасности и разобщенности региональных элит.
Любопытно, что острейший финансово-экономический кризис, переживаемый в последнее время рядом стран на так называемой «периферии зоны евро», не слишком отражается на их дееспособности в глазах составителей перечня. Ирландия занимает более чем почетное 171-е место, Португалия – 163-е, Греция – 143-е. А самые высокие показатели в новом списке – у Финляндии, Норвегии и Швеции (соответственно, 177-175-е места).
Еще одно знаковое событие последнего времени – так называемая «арабская весна». Здесь тоже с оценками не все ясно. Достаточно сказать, что у Туниса и Ливии показатели государственной устойчивости весьма высокие – соответственно, 108-е и 111-е места. У Египта и Сирии позиции хуже (45-е и 49-е места), но они, по оценкам американских аналитиков, улучшаются.
Среди постсоветских государств худшие показатели у Киргизии, где, по мнению составителей индекса, продолжается «забытая революция». В нынешнем списке стране отведено 31-е место против 45-го годом ранее. С другой стороны, Грузия, переставленная с 33-го места сразу на 47-е, преподносится как чемпион по улучшению позиций за год. В «тревожной зоне» остаются Таджикистан и Узбекистан (39-40-е места).
Россия поставлена на 82-ю ступень против 80-й в прошлом году. Свое нынешнее место в американском списке наша страна делит с Белоруссией. Для сравнения: Китаю отведена 72-я позиция, Индии – 76-я, Казахстану и Украине – соответственно, 107-я и 110-я, а США – 158-я. Таким образом, признаваемое даже самими американскими властями обострение социально-экономических проблем и ослабление международных позиций США в последние годы на их рейтинг совершенно не влияет.
Понятно, что исследования такого рода – прежде всего рекламный ход выпускающих их изданий. Однако подобными документами, когда им это удобно, охотно пользуются государственные ведомства США. Неслучайно в презентации нынешнего доклада участвовал председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Майкл Маллен.
Да и сами вашингтонские власти берут на себя смелость регулярно оценивать деятельность других стран в различных областях. Подобные привычки, как признает порой и сама американская пресса, вызывают раздражение у иностранных партнеров США и в какой-то мере способствуют нарастанию антиамериканских настроений в мире, передает ИТАР-ТАСС.