Он председательствовал на конференции «Перезагрузка системы международного продвижения российского кино» в Москве. Конференция, приуроченная к ММКФ и позволившая продолжить обсуждения, начатые в Петербурге в апреле и в Сочи на «Кинотавре», была посвящена проблемам консолидации киноотрасли, продвижения российского кино за рубежом, налаживания системы дистрибуции, а также совершенствования финансовых механизмов продюсирования, инвестирования и страхования, передает РИА «Новости».
#{movie}«Яйца судьбы и молочные железы Анны Семенович отвратили окончательно от российского кино зрителя. Мы их столько раз обманывали, а большая аудитория обмана не прощает. Дураки нам серьезно испортили площадку, и нас всех не устраивает эта ситуация», – сказал Эрнст, обращаясь к участникам конференции, среди которых были директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов, директор Совэкспортфильма Екатерина Мцитуридзе, один из соучредителей проекта «КиноСити» Эдуард Пичугин, вице-президент Гильдии кинопродюсеров России Сергей Сельянов и многие другие.
Глава Первого канала привел статистические данные, согласно которым 35% россиян не хотят смотреть российское кино и не пойдут на российские фильмы в кинотеатры.
Однако, успокоил он присутствующих, кризис не только в отечественном кино, а во всем мире, так как экономические модели, существующие с 1950–1960-х годов, работать перестали.
«Если мы не объединим свои усилия, мы ничего не преодолеем. Нам нужен новый бренд – работа со всеми, в том числе западными институциями и режиссерами. Поодиночке никто и никуда прорваться не сможет», – уверенно заявил Эрнст.
Одной из главных проблем, по мнению практически всех участников конференции, является отсутствие какой-либо системы в профессиональном продвижении картин за рубежом – на фестивалях, премиях, в прокате. Поделившись горьким опытом, режиссер Алексей Учитель, у которого на «Оскар» выдвигалось два фильма – «Дневник его жены» (2000) и «Край» (2010), напомнил, что члены оскаровского комитета, отбирающего картины на премию, избираются пожизненно.
«Вот пример: картина выдвинута на «Оскар». И что? По сути, это государство выдвинуло, только дальше мы ничего не знаем», – заметил режиссер, пояснив, что есть масса тонкостей, которые должен знать российский оскаровский комитет. «Мое предложение такое – российский оскаровский комитет при выборе фильма на «Оскар» должен также заниматься продвижением картины», – заключил он.
О своем опыте рассказал и режиссер Алексей Попогребский, чей «Как я провел этим летом» получил в 2010 году трех «Серебряных медведей» на Берлинале и главный приз Лондонского кинофестиваля. Картина, по его словам, оказывалась на фестивалях прежде всего благодаря его собственным усилиям, а агенты, которые в западной практике приступают к продаже картины дистрибуторам еще до начала съемок, подключаются уже после получения призов. «Есть удивительные сэйлзагенты. Они важны, с ними надо работать. Я не против «Совэкспортфильма», но площадка лоббистов очень тесная, а копродукция повышает шансы на продвижение фильма», – полагает Попогребский.
«Совэкспортфильм» был воссоздан в этом году как раз ради продвижения отечественного кино за рубежом.
#{interviewcult}Впрочем, глава компании СТВ Сергей Сельянов убежден, что копродукция – не универсальный и не идеальный выход. «У меня есть четыре проекта по копродукции, и еще по двум мы судимся – в частности, по картине «Монгол», – объяснил Сельянов, отметив, что путь копродукции – очень непростой и даже местами «скользкий», так как многие копродюсеры занимаются просто выжиманием средств, не занимаясь при этом продвижением фильма.
Алена Шумакова, отборщик Венецианского кинофестиваля по Восточной Европе, добавила, что России, если она желает вызвать к себе интерес европейских копродюсеров, следовало бы обновить культурный имидж, постаравшись уйти от Тарковского и от «малохольности» в кино.
Одним из приоритетных направлений работы «Совэкспортфильма» в ближайшее время, по словам Екатерины Мцутуридзе, станет учреждение в стратегически важных регионах кинокомиссий, которые помогали бы иностранным производителям в подборе мест для съемок и организации работы. Подобная организация уже давно функционирует в Свердловской области, на базе местной киностудии. Как рассказал генеральный директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов, есть один безусловный ресурс, который позволит привлечь мировых продюсеров в Россию.
«У нас есть территория России, ее ландшафт. Главное, с чем надо определиться, – это какое кино мы хотим, чтобы снималось на нашей территории», – заявил Чурбанов, подкрепив свои слова кадрами из фильмов «Англы», «Золото», «Егерь», «Варвара», где много внимания уделялось классическим российским пейзажам и достопримечательностям городов нашей страны.
По мысли Чурбанова, если организовать и выстроить грамотную логистику в регионах, а также найти профессиональных исполнителей, будет легче привлечь западных продюсеров и реализовывать в дальнейшем совместные кинопроекты.