Проблема возмещения выпадающих доходов РЖД от пригородных перевозок остро стояла на протяжении многих лет.
«Пригородные убытки» компенсировались за счет перекрестного субсидирования, то есть за счет доходов от грузовых перевозок. В госбюджете на 2011 год впервые предусмотрены средства для возмещения таких убытков.
Изначально планировалось, что 25 млрд рублей будет выделено на покрытие «пригородных убытков» перевозчика в виде трансферта из федерального бюджета регионам. В качестве вариантов называлось и внесение этих средств в уставные капиталы ППК.
Однако в конце апреля вице-премьер Александр Жуков сообщил, что 25 млрд рублей, зарезервированные в госбюджете на компенсацию регионам «пригородных убытков», предлагается направить напрямую РЖД для оплаты инфраструктурной части тарифа, то есть платы за пути, которую в настоящее время выплачивают ППК. Еще одной мерой поддержки, по словам вице-премьера, должна стать передача в течение двух лет всего подвижного состава РЖД, находящегося в аренде у пригородных компаний, в их собственность.
«Спешу поделиться новостью с конференции партии «Единая Россия», на которой я присутствовал в Волгограде. По поручению премьер-министра Владимира Владимировича Путина было объявлено о решении выделить ОАО «РЖД» 25 млрд рублей на компенсацию расходов на инфраструктурную составляющую в 2011 году и столько же в следующем», - написал Якунин.
Государство будет компенсировать РЖД инфраструктурную составляющую в течении двух лет - до завершения процесса реформирования пригородного сектора - для достижения безубыточности этого вида перевозок.
«По сути - это плата за пути, которую РЖД раньше предъявляла пригородным компаниям и которая была включена в стоимость билета для пассажиров», - пояснил глава РЖД.
Помимо этого субъекты России, заинтересованные в развитии пригородных перевозок, продолжил Якунин, должны изыскать средства, чтобы обеспечить необходимый объем этих перевозок и уровень сервиса для своих жителей. Это, по данным главы РЖД, потребует дополнительных дотаций в размере около 15 млрд рублей в целом по стране.
«С учетом того, что по такой схеме достигается безубыточность пригорода, мы вместе с субъектами федерации начинаем работу по внесению в совместные предприятия (пригородные компании) материальных активов», - добавил глава РЖД.
Со своей стороны РЖД вносит активы в виде электричек, депо, обустройств пригородных станций, а регионы должны в соответствующей пропорции внести деньги, которые пойдут на приобретение нового подвижного состава, улучшение сервисов и т.д.
«На ближайшие два года - около 40 млрд рублей. Это так называемая «переходная схема». Одновременно вместе с региональными властями мы начнем прорабатывать базовую, по сути дела долговечную модель работы пригородного железнодорожного сообщения, о чем получили соответствующее распоряжение. Уверен, что общими усилиями ситуация в пригороде, которая получает так много нареканий, начнет выправляться», - пишет Якунин.
Перевозки пассажиров в пригородном сообщении с 2011 года осуществляют пригородные пассажирские компании. ППК создаются для обеспечения прибыльности таких перевозок.
Пригородные компании учреждаются в форме акционерных обществ, либо как совместное предприятие компании и региона, либо как стопроцентная «дочка» РЖД. Некоторые субъекты отказываются от участия в ППК - тогда РЖД получает 100% минус одна акция. В большинстве пригородных компаний, которые создаются совместно с регионами, РЖД владеет контрольными пакетами, передает РИА «Новости».