Как отмечает лондонская газета The Times, США, возглавившие в первые дни операцию против Ливии, сейчас стремятся как можно быстрее передать руководство ею НАТО. Вашингтон хочет отойти в Ливии на вторые роли с точки зрения политического руководства, однако никто не хочет брать на себя эту ношу, замечает издание.
Согласно имеющейся в Лондоне информации, Турция, Германия и Франция выступают против того, чтобы руководство действиями в Ливии было передано НАТО. Это, в свою очередь, вынудило Италию и Норвегию заявить, что их силы не присоединятся к операции, пока ее не возглавит НАТО.
Между тем в среду стало известно из дипломатических кругов, что возглавить операцию «Одиссея. Рассвет» может Великобритания. «Сейчас требуется на только военное, но в первую очередь политическое руководство действиями международных сил в Ливии, – заявил источник ИТАР-ТАСС. – Нельзя терять политического времени».
Руководство со стороны Великобритании может носить временный и переходный период, пока не будет согласована формула передачи данных полномочий Североатлантическому альянсу, либо новому временному органу, созданному на основе НАТО.
За выходом на первые роли Франции и Великобритании в операции «Одиссея. Рассвет» в Ливии стоят желание занять политические позиции в кипящем арабском мире, сгладить серьезные неловкости, возникшие из-за отношений последних лет с режимом Муамара Каддафи, и нефтяные интересы, считает руководитель брюссельского Центра по геостратегическим исследованиям Клод Моник.
«Основной интерес в Ливии Парижа и Лондона состоит в том, чтобы занять политические позиции в арабском мире в то время, когда этот мир уже три месяца кипит, – сказал Клод Моник в интервью телекомпании Euronews. – Я считаю, что этот политический интерес объясняет необходимость вмешательства. Второй момент, объясняющий, почему эта операция оказалась в первую очередь франко-британской, заключается в том, что американцы по своим причинам не захотели выступить в первых рядах. Их продолжающееся вторжение в Ирак оставило тяжелые воспоминания у арабов, и американское лидерство в (нынешней) операции могло бы создать гораздо больше проблем».
Скептическое отношение к участию НАТО в разрешении вооруженного конфликта в Ливии выразил известный немецкий политик, организатор Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер, добавив, что понимает тех, кто сомневается, должно ли НАТО участвовать (в операции) в Ливии.
Существуют опасения, что в конечном итоге у позорного столба вновь окажется Запад, который подвергал бомбардировкам арабскую страну, указал немецкий дипломат. «Для многих НАТО означает то же самое, что и Запад», – добавил он.
Вольфганг Ишингер выразил сомнение в том, что с помощью бомбардировок с воздуха в Ливии можно быстро достичь желаемого и столь необходимого успеха. «Каждый день, что продолжается эта операция, делает Запад более одиноким», – образно подчеркнул он, добавив, что «в Ливии часы идут против Запада».
Германский эксперт сомневается, что военная операция – дело всего лишь нескольких дней. Он также обратил внимание на «стратегические неясности» военной акции против режима Каддафи.
В свою очередь генеральный секретарь входящей в германскую правящую коалицию Свободной демократической партии (СвДП) Кристиан Линднер подверг критике то обстоятельство, что нет единства относительно целей международной военной операции в Ливии. Он заявил, что «выступать против военного удара не означает выступать в поддержку правящего режима». «Гораздо важнее политика, дипломатия и санкции», – заметил Кристиан Линднер.
По его словам, «Германия не одинока, занимая такую позицию». «Не существует особого немецкого пути», – сказал генеральный секретарь СвДП. При этом правительство ФРГ не уходит от ответственности, указал он. «Просто у Германии другое мнение, и НАТО должно с этим считаться», – добавил политик.
Кристиан Линднер высказался за расширение санкций против Ливии и ужесточение экономического эмбарго в отношении режима Каддафи.
Что же касается министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга, то он считает, что нынешние политические изменения, происходящие в арабском мире, не остановятся на его границах. В авторской статье, опубликованной сегодня лондонской газетой The Times, глава внешнеполитического ведомства заявил: «Один из уроков, вытекающих из событий на Ближнем Востоке, состоит в том, что требования демократических перемен будут распространяться, и авторитарным государствам следует взять это на заметку». Хейг назвал страны Африки южнее Сахары как возможный следующий регион, где возникнут широкие демократические движения.
Наряду с этим правительство Великобритании не знает, как долго вооруженные силы страны будут участвовать в военной операции в Ливии, признал министр по делам ВС Соединенного Королевства Ник Харви. В интервью британской вещательной корпорации BBC он отметил, что у руководства на данный момент нет никакой стратегии выхода из «ливийской миссии», поскольку пока не ясно, когда и как она может завершиться.
«Мы не знаем, как долго это продлится», – заявил министр, отвечая на вопрос о вероятной длительности участия британских ВС в этой операции.
Он также не исключил возможности того, что она может завершиться «патовой ситуацией», при которой под контролем Муамара Каддафи останется западная часть Ливии, а за повстанцами – восточная.
«Если так получится, так тому и быть, – сказал Харви. – Это не будет желательным (вариантом), но это могло бы стать обеспечивающим стабильность результатом, при котором они не будут убивать друг друга, что в определенной степени обеспечит выполнение гуманитарной цели».