В интервью блогеру Сергею Минаеву Сурков подтвердил, что накануне выборов звучали мнения о возможности победы «ЕР» и с большим результатом, однако такие прогнозы основаны, по его мнению, «не на анализе или интуиции». «Они скорее были актом веры. Будем же руководствоваться в данном случае принципом веротерпимости и оставим эту тему без комментариев», – сказал он.
#{image=581626}Сурков считает, что «для партии, которой выпало быть правящей в разгар глубочайшего глобального экономического кризиса, это хороший результат». «Прибавьте к этому болезненные, но крайне необходимые реформы МВД и армии плюс вынужденное увеличение налоговой нагрузки на бизнес ради сохранения социальных льгот, темпов роста пенсий – тогда можно сказать, что это очень хороший результат. А если не забыть о том, как много сделали Медведев и «Единая Россия» для развития демократии и политической конкуренции, гарантий прав оппозиции: партии получили равный доступ к телевизионному эфиру, площадки для агитации, были решительно урезаны возможности для манипуляций – тогда это просто отличный результат», – подчеркнул первый замглавы администрации президента.
«Я когда-то назвал показатели «ЕР» в 2007 году аномально высокими. В современном, очень сложном, многослойном и разобщенном социуме получить больше 40% – замечательное достижение. Поэтому 50% «Единой России» в нынешнем, далеко не едином, пестром и раздраженном обществе, повторюсь, – отменный результат», – добавил он.
Сурков отметил, что после аномального периода наступила нормализация политической системы, которая «стала более сбалансированной и, следовательно, более устойчивой». К тому же президент Медведев неоднократно говорил, что конституционное большинство не является самоцелью, что стахановские показатели не нужны и невозможны, напомнил он.
Отвечая на вопрос, работают ли, по его мнению, политические технологии, Сурков отметил: «Демократические институты работают. Это главное. Я не считаю себя политтехнологом. Политика всегда была и остается сферой страстей, а не технологий».
В ответ на просьбу спрогнозировать ближайшее будущее политической системы Сурков заметил, что, по его мнению, страну ждет «новая политическая реальность, новая стабильность».
#{polititogi}«Это уже четвертое правящее большинство. Напомню, что «Единая Россия» сохраняла доминирование и при куда более скромных показателях популярности. С 2001-го по 2003 год фракции «Единство» и «ОВР», составившие основу «Единой России», имели в парламенте на двоих только 142 мандата. Но они при поддержке депутатских групп «Народный депутат» и «Регионы России» обеспечивали 232 голосами стабильную работу Госдумы. Затем на выборах 2003 года «Единая Россия» набрала 37%. Не 50, как сейчас, а только 37. Собственно единороссов в парламенте было 223, то есть меньше половины, – заметил Сурков. – Но «Единая Россия» создала коалиционное конституционное большинство, пригласив в свою фракцию 77 депутатов от Народной, Аграрной партий, от СПС и «Яблока» и самовыдвиженцев. Но и в том случае с 2003-го по 2007 год политическая система работала бесперебойно. Так что и теперь сомнений нет: государственные институты прочны и устойчивы. Попытки раскачать ситуацию и интерпретировать ее в негативном и провокационном ключе обречены на провал. Все под контролем».
Оценивая результаты, полученные другими партиями, первый замглавы кремлевской администрации поздравил с победой ветеранов политики: КПРФ и ЛДПР, – отметив, что они «выступили очень уверенно». Однако особенно ценен успех эсеров, считает Сурков. «Многие недалекие люди пророчили им провал после ухода Сергея Миронова с поста председателя СФ. Но, к счастью, оказались неправы. Отличный результат. Партия состоялась как реальная закаленная политическая сила, которой доверяют люди. Без эсеров устойчивость системы и ее адекватность общественным вкусам и настроениям были бы ниже», – подчеркнул он.
Говоря о негативных моментах прошедшей кампании, Сурков отметил, что его огорчили «очередные вопли о вымышленных якобы массовых правонарушениях». «Нарушения, конечно, имеются, но отнюдь не в «промышленных» масштабах, – отметил Сурков. – А вопят так, будто это повальное явление».
«Это говорит о правовом нигилизме или неграмотности. Жаль, что так низок уровень политической культуры. У меня простой вопрос к крикунам. Если все так ужасно, почему тогда из года в год прогнозы социологов и экзит-поллов так близки к итогам выборов? – сказал Сурков. – Где же тогда щель для массовых фальсификаций? Все эти вопли – это неуважение к мнению избирателей, к работе высококвалифицированных специалистов-социологов. Вот вам пример 2007 года: прогноз ВЦИОМ для «ЕР» был 63%, для КПРФ – 10%. Результат «ЕР» был 64,3%, КПРФ – 12%. Экзит-поллы в 2007 году были по ФОМ 62,3% для «ЕР», результат – 64,3%. Практически полное совпадение! Где же тогда простор для всех этих вбросов, о которых столько вопят? Нарушения случаются, но на результатах голосования они не сказываются просто потому, что их немного. При этом виновные наказываются, вплоть до уголовной ответственности. Это факт».
Первый замглавы президентской администрации напомнил, что прогнозы социологов для «ЕР» накануне выборов колебались в интервале 46–53%. «Итог – 50%, ровно посередине. Экзит-поллы были на 21.00 4 декабря 48,5% за «ЕР», 19,8% за КПРФ. Сегодня мы знаем предварительные, еще не официальные, но все же близкие к окончательным результаты голосования: 49,4% – «ЕР», 19,2% – КПРФ. Все верно, все сходится! Наша политическая система прозрачна и адекватна. Так что всем вопящим отвечаю: хватит вопить. Надоели», – отрезал Сурков.
Говоря о том, чего пока не хватает политической системе страны, Сурков сказал: «Двух вещей. Первое – массовой либеральной партии. Или, точнее, партии раздраженных городских сообществ. Они на сегодня тоже, конечно, включены в систему, сами того иногда не сознавая. А именно – через оппозиционные СМИ, принадлежащие, как ни странно, государству или аффилированным с ним структурам, творческие коллективы, одновременно аудиторию которых они и составляют. Но этого, понятно, мало. Им нужно дать, помимо этой коммуникации с государством, еще и парламентское представительство.
И второе. Среди российских политиков недостаточно людей, с уважением относящихся ко второму закону термодинамики. А закону этому подчиняются и галактики, и человеческие коллективы любого масштаба. В вульгарном изложении он гласит: в замкнутых системах нарастает беспорядок. Вертикаль реагирует на сбои в управлении стремлением стать еще вертикальнее, еще уже, проще, примитивнее. Это ошибочный метод. Он ведет к еще большей замкнутости и, как следствие, к большему хаосу. Поэтому чтобы система сохранялась и развивалась, ее надо разомкнуть. Допустить в нее новых игроков. Не играть одной фигурой. Большую партию нельзя выиграть, играя одной фигурой, даже если это фигура короля. Нельзя оказаться в положении «solus rex» – «одинокий король». Нужно взаимодействовать, а не закрываться. В открытой системе больше турбулентности, но, как ни парадоксально, больше и устойчивости. А мы ведь за стабильность, не так ли?»
Сурков особенно подчеркнул, что период санации и оздоровления разложившейся в 90-х политсистемы закончен. «Надо менять методы. Действовать в 2011 году так же, как в 2001-м, неправильно. Это как если бы больного лечили, лечили успешно, он поправился, а его все продолжают лечить. Хватит уже лечить. Уже всех вылечили. Пора отпускать. Поэтому начатая в последние годы Медведевым и Путиным модернизация политической системы должна быть продолжена. Будет продолжена», – заключил первый замглавы кремлевской администрации.