«Норматив прибытия сотрудников Госавтоинспекции на место ДТП разработать невозможно, – рассказали в ГИБДД. – Каждый регион имеет свои условия: в столице они свои, в отдаленном районном центре – другие. Скорость прибытия инспекторов зависит от климатических условий, расстояния, плотности движения, состояния дорожного покрытия». В ГИБДД добавили, что существует приказ МВД № 185, который регламентирует деятельность инспекторов. «В нем сказано, что после того как дежурный сообщил патрулю об аварии, сотрудники должны прибыть на место незамедлительно», – пояснили в ведомстве.
С предложением разработать подобный норматив ранее выступила Генпрокуратура, направив предложение в МВД. Надзорное ведомство заинтересовалось причинами, почему из-за мелких дорожных аварий парализуется движение в городах. По данным ГИБДД, в Москве ежедневно случается около 2 тыс. ДТП без пострадавших, всего за девять месяцев в РФ произошло 2,6 млн таких происшествий. Водители иногда вынуждены ждать инспекторов по несколько часов.
В Генпрокуратуре согласились с аргументацией ГИБДД по поводу нормативов прибытия инспекторов. Взамен ГИБДД предложила расширить возможность пользования европротоколом – упрощенной процедурой оформления ДТП без инспекторов. Он позволяет автовладельцам самостоятельно определять виновника аварии и составлять схему происшествия. Однако всего 4% водителей пользуются европротоколом из-за того, что сумма ущерба, которая может быть покрыта страховкой в случае упрощенного оформления ДТП, чересчур мала – всего 25 тыс. рублей.
Следуя совету Госавтоинспекции, депутаты Госдумы уже рассмотрели в первом чтении проект поправок к закону «Об ОСАГО», подняв эту планку до 50 тыс. рублей. Инициативу поддержал и Российский союз автостраховщиков (РСА). По словам президента РСА Павла Бунина, теперь необходимо вводить систему безальтернативного прямого возмещения убытков, когда пострадавший в ДТП обращается за возмещением ущерба в собственную страховую компанию, что позволяет ускорить процесс получения денег (сейчас это допускается, но водители пользуются этой возможностью редко).
«Отсутствие норматива прибытия инспектора развязывает ГИБДД руки, – считает президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Можно было бы дать каждому региону возможность устанавливать свой собственный норматив в зависимости от качества дорог, климата, количества экипажей ДПС. Пусть это будет час, но за опоздание будет применяться дисциплинарное взыскание».
Господин Травин даже предложил установить дежурство автомобилей в очагах аварийности. «В Московской области на Ярославском шоссе так уже делали, в итоге количество ДТП значительно снизилось», – отметил правозащитник, пишет «Коммерсантъ».