На встрече с представителями непарламентских партий, которая состоялась 11 июня, президент России коснулся темы, обозначенной его гостями как «изъян действующей политической системы, а именно вертикаль власти».
«Когда речь идёт, например, об исполнительной власти, она должна быть всё-таки в достаточной мере консолидирована, чтобы не терялось управление страной. А то, что у нас, скажем, в 90-е годы эта власть оказалась разорвана на части, и то, что решения, которые, принимались на уровне федерального центра, принимались и президентом, и правительством, в определённой ситуации не исполнялись в субъектах Федерации исполнительной же властью – это очень плохой признак, это признак коллапса государства», - приводится в блоге Медведева фрагмент этой встречи.
«Поэтому термин «вертикаль власти» – он и не вредный, и не полезный, конечно, увлекаться этой игрой во всякие вертикали – вещь бессмысленная. Я бы сказал иначе: у нас много государства там, где его быть не должно. Вот это, наверное, одна из нынешних проблем», - сказал президент, добавив, что в России ещё не структурированное гражданское общество, значительная часть чиновников действует абсолютно бесконтрольно.
Более того, сказал глава государства, в России в какой-то момент чиновники стали не просто кастой, о которой принято говорить, а это просто стало модной профессией.
«У нас действительно страна, в которой очень сложное отношение к праву, я об этом неоднократно говорил, и к бесправию – очень такое спокойное, толерантное. Но не секрет и то, что за права надо уметь бороться, - сказал Медведев. Правда, по словам президента, в России нет культуры борьбы за права в отличие от запада, с которого он предложил брать пример.
«Вот что делают «там» в случае нарушения тех или иных гражданских прав? Сначала собирается общественная группа, пытается решить вопрос на «низовом» уровне; не получилось, и – если вопрос серьёзный – нанимают адвоката по социальным вопросам, по правам человека, и этот адвокат идёт в суд и «шарашит» до самого верха, причём иногда это делается за символическую плату. На этом он зарабатывает политический авторитет», - пояснил Медведев.
По его словам, «многие политические лидеры вышли как раз из таких адвокатов, как мы знаем. После этого выносится решение, и оно исполняется. Исполнение железное – если судебный акт есть, оно будет исполнено. «Пусть закончится весь мир, но восторжествует правосудие».