Признавшийся в поджоге церкви Успения в Кондопоге 15-летний подросток заявил, что хотел всемирной славы и признания. В настоящий момент он находится в центре временного содержания, ему назначена судебная психолого-психиатрическая экспертиза для «определения вменяемости».
В МВД по Карелии отметили, что школьник не состоял на учете в подразделении по делам несовершеннолетних и не попадал в поле зрения полиции. При этом местные жители утверждают, что подросток являлся сатанистом. Ранее о возросшей активности сатанистов в России заявлял секретарь Совета безопасности Николай Патрушев.
Версию о том, что школьник мог иметь проблемы с душевным здоровьем, в беседе с газетой ВЗГЛЯД высказал руководитель антисектантского движения «Гнев» Александр Чаусов. Однако он усомнился в его причастности к сатанинскому культу. Второй версией поджога Чаусов назвал жажду получить признание, шокировать и удивить общественность.
«Парень мог это заявить ради эпатажа, следствие покажет. В 15 лет нормально эпатировать публику. Молодые люди видят, что можно что-то натворить: потанцевать в храме, там же материться или ловить покемонов – и сразу получить известность на всю страну. А если СМИ замалчивают фамилию парня, то никакую известность он и не получит», – отметил Чаусов.
Он также напомнил, что сожженная церковь не была действующей, там не было батюшки, она не находилась на балансе РПЦ, а была музейным объектом с одним сторожем. А главное в публичных действиях любых сатанистов – нападки на христианскую церковь, дискриминация любых христианских объектов и верующих.
«Все эти группы, субкультуры в интернете можно легко найти даже не в соцсетях, а на специализированных форумах, тематических сайтах, – подчеркнул Чаусов, отметив, что кроме сатанистов на церкви нападали неоязычники. – Если говорить о европейских сатанистах, то можно вспомнить Варга Викернеса, который в начале 90-х годов был причастен к поджогу восьми церквей в Норвегии. О каких-то общих практиках, характерных для сатанистов, говорить нельзя».
«В Великом Новгороде в начале нулевых пытались разгромить Юрьевский скит (рядом с которым в Средние века находилось языческое кладбище – прим. ВЗГЛЯД). Был случай на Сахалине пару лет назад, когда мужчина расстрелял священника, монахиню и нескольких прихожан, он впоследствии называл себя ультранаци и язычником», – напомнил эксперт.
Религиовед, социолог религии Роман Лункин тоже заявил газете ВЗГЛЯД, что с большим сомнением воспринял сообщения о причастности целой сатанинской организации к поджогу церкви в Карелии.
«Тут довольно мало информации, но как полевой социолог, участвующий в различных опросах по всей стране, я встречаюсь с разными верующими, с представителями власти, которые занимаются религиозными организациями, поэтому могу сказать, что никакого организованного и формализованного сатанинского движения в России не существует», – отметил Лункин.
По словам религиоведа, может распространяться информация о каких-то сатанинских группах, которые на поверку оказываются сборищем подростков.
«Они могли начитаться непонятной литературы, скачанной в интернете, даже убить кошку ночью на кладбище, но при этом какой-то определенной идеологией эти группы не обладают. Появившиеся сообщения, что поджечь церковь в Карелии мог 15-летний подросток и мотивация у него была сатанинская, не стоит воспринимать серьезно. Это скорее попытка придумать серьезную, воспринимаемую большинством людей мотивацию, чтобы оправдать это зловещее преступление, но я не уверен в ее реальности», – считает эксперт.
По словам некоторых представителей РПЦ, с 2012 года в России поднялась антицерковная волна, фиксировались избиения священников, но максимум, что смогли доказать правоохранительные органы, это тот факт, что люди кощунственно себя вели, но говорить о намеренном сжигании церквей не стоит, подчеркивает Лункин. По его словам, ни о какой массированной атаке на РПЦ речи не идет.
В пятницу, 10 августа, пожар полностью уничтожил Успенскую церковь – 42-метровый памятник деревянного зодчества России, «сопоставимый по уровню с объектами ЮНЕСКО». РПЦ считала, что в пожаре могли быть виноваты туристы.
Газета ВЗГЛЯД подробно разобралась в том, можно ли воссоздать уникальный памятник деревянного зодчества.