Неожиданным поворотом обернулось расследование убийства машиниста петербургского метро своим сослуживцем на станции «Волковская». Обвиняемым по делу проходит 25-летний Кирилл Маслов, который, как и погибший Николай Чабанюк, водил поезда в местной подземке.
Этот человек действительно в данный момент страдает психическим расстройством, и до суда он будет находиться в психиатрической больнице
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, вечером 4 июня между коллегами прямо на платформе станции завязался конфликт, в ходе которого Маслов застрелил Чабанюка. По версии следствия, обвиняемый «в ходе рабочего конфликта» выстрелил из травматического оружия в область груди сослуживца, в результате чего потерпевший скончался на месте происшествия.
Следственными органами в отношении предполагаемого убийцы было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Однако в тюрьму он может и не попасть. Вместо этого Маслову могут прописать принудительное лечение, так как комиссия врачей-психиатров по результатам наблюдений за ним, которые длились целый месяц, признала его невменяемым, сообщает петербургский канал 100ТВ.
«В ходе общения с Масловым было замечено, что у него наблюдается раздвоение личности, резкая смена настроения, поэтому было принято решение назначить стационарную психиатрическую экспертизу», – пояснил сотрудник следственного отдела Фрунзенского района ГСУ СК РФ по Петербургу Алексей Чешков.
Врачи, в течение месяца следившие за машинистом, пришли к выводу, что он страдает манией преследования. Кроме того, во время следствия Маслов отказался признавать свою вину и не раз путался в показаниях: сначала говорил, что защищался, а потом выдвинул еще несколько версий случившегося. Последняя из них – заговор сослуживцев против него.
«Этот человек действительно в данный момент страдает психическим расстройством, – подтвердил газете ВЗГЛЯД старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Петербургу полковник юстиции Сергей Капитонов, – и до суда он будет находиться в психиатрической больнице. Когда состоится суд, пока я сказать не готов».
Отметим, что следователи не дают четкого ответа на вопрос, когда у Кирилла Маслова развилась душевная болезнь: до или после убийства коллеги. Если он был невменяемым и раньше, то возникает вопрос: как он смог получить лицензию на ношение травматического оружия и устроился на столь ответственную работу – машинистом поезда метро.
«Пока невозможно ответить на вопрос, был ли он болен в момент совершения преступления. Это нужно выяснять. Если он был вменяемым – тогда должен ответить за свои действия, если нет – тогда другой вопрос. Следствие продолжается. Пока дело все еще находится у нас», – резюмировал Капитонов.
В самой петербургской подземке отмечают, что предпринимают все возможные усилия, чтобы к ним на работу попадали только здоровые и вменяемые люди. По словам представителей метрополитена, здесь проводится достаточно серьезный и жесткий профотбор.
«Человек, который желает стать машинистом, проходит несколько этапов медосмотра у психотерапевта, – рассказывала газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь городского метрополитена Юлия Шавель. – Врач проводит тестирование в течение двух дней. В первый день – по психофизическим способностям, учитывая специфику предстоящей работы. Во второй день психотерапевт оценивает способности человека к монотонной работе. Потом в течение года на работе он сопровождается психологом».
Поверьте – не все психические заболевания можно выявить на уровне простого профотбора
По ее словам, как правило, из 500 человек до медосмотра доходят только 120. Потом отсеивается еще 70% желающих стать машинистами.
«Обычно общий медосмотр проводится раз в год. А также ежедневно непосредственно на рабочем месте у машинистов проходят предрейсовый, межрейсовый и послерейсовый осмотры», – отметила она.
А врач-психотерапевт Вячеслав Филишкин рассказывал газете ВЗГЛЯД, что психическое расстройство зачастую очень сложно выявить, порой оно носит скрытый характер, и профотборы могут оказаться бессильны: «Основные требования, которые предъявляются людям, желающим работать в метро, сводятся как раз к отсутствию психических расстройств. Скорее всего, у совершившего преступление человека какое-то психическое расстройство точно было. Но поверьте – не все психические заболевания можно выявить на уровне простого профотбора. Существует много факторов, которые способствуют проявлениям расстройств. Не каждый же день машинистов осматривает психиатр. А может получиться так, что на медосмотр, который проходит раз в год, человек приходит в нормальном состоянии, а потом возвращается на рабочее место или домой и выпивает алкоголь», – пояснял специалист.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД петербуржец Дмитрий, лично знавший убийцу, работники метро не рады вниманию, порожденному этой трагедией: «Это трагическое происшествие очень потрясло как работников метро, так и пассажиров. Все, кто в курсе дел, стараются об этом не распространяться, так как это внутреннее дело, не для обывателей. Очень прискорбно, что издания – одно за другим – начали писать глупости про спанье с чужими женами, при том, что убийца был не женат. Я не хочу выносить сор из избы... Единственное, что могу сказать: не надо судить о ситуации однобоко. Убийцу жалко не меньше, чем убитого», – заметил он, а напоследок подчеркнул: «Конфликт с женщинами не связан. Совершенно. Сугубо по работе».
В Интернете сразу после трагедии можно было встретить сообщения и о прекрасных человеческих качествах убитого, и о странностях убийцы. «Убит мой коллега, которого я хорошо знал, убит другим машинистом – это финиш полный! Как этот убийца вообще смог попасть на такую работу? Ведь перед поступлением на курсы машинистов все проходят жесткий профотбор!? Машинисты 4-й помнят Николая и скорбят в связи с утратой своего коллеги!» – писал один из пользователей Сети.
«Я лично знаком с убийцей. В жизни был очень странный человек, и его знакомые его побаивались. Никто не удивлен произошедшим», – вспоминал другой.