Экономика

3 мая 2023, 11:30

Электромобили могут стать базой для развития российского автопрома

Уже через десять с небольшим лет каждый четвертый автомобиль в России будет электрическим. По крайней мере, так ожидают в Минэкономразвития РФ. До последнего времени электрический транспорт не пользовался в нашей стране большой популярностью, однако с принятием серии госпрограмм на наших глазах создается, по сути, целая новая отрасль. Причем целиком отечественная – и приносящая выгоду каждому россиянину.

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил перечень дополнительных мер поддержки развития электротранспорта. Это очередной шаг по стимулированию развития электрического транспорта.

Некоторое отставание в развитии электромобилей в России было связано с определенным скепсисом относительно продвигаемой на Западе зеленой повестки, более суровым климатом (что сказывается на работе аккумуляторов) и меньшими финансовыми возможностями российских автомобильных производителей, заставлявших их осторожнее относиться к экспериментальным разработкам. Впрочем, и на Западе флагманом производства стал новый производитель – Tesla Илона Маска, а ведущие автомобильные концерны бросились за ним в погоню, только когда успех электромобилей стал очевиден.

В Россию в первую очередь стали импортироваться электромобили верхнего ценового сегмента, в котором отечественная автопромышленность не имела сильных позиций. А развитие спроса на электромобили массового сегмента сдерживалось отсутствием зарядной инфраструктуры. Кстати, Маску эту проблему тоже пришлось решать.

К 2019 году доля электромобилей в мировом автомобильном экспорте достигла 3,4% (во многом благодаря принятым во многих странах мерам господдержки). Стало понятно, что электромобили пришли в нашу жизнь всерьез и надолго.

Меры господдержки электромобилестроения

В том же 2019 году и в России появилась госпрограмма «Электроавтомобиль и водородный автомобиль». Причем с самого начала речь шла не только о поддержке покупателей «экологичных» электромобилей, но и о создании условий, чтобы использование электротранспорта было удобным и выгодным, а производители электромобилей и электробусов (а также производители зарядных станций) могли рассчитывать на гарантируемую отдачу от инвестиций в новые продукты.

«Сейчас поддержка развития электротранспорта осуществляется по нескольким направлениям, – рассказывает газете ВЗГЛЯД директор департамента секторов экономики Минэкономразвития РФ Ренат Бекишев – Например, поддержка развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта в пилотных регионах (софинансирование части затрат на установку и технологическое присоединение зарядных станций). В рамках этой меры в прошлом году в 12 пилотных регионах было введено в эксплуатацию 439 быстрых зарядных станций. В 2023 году планируется ввести в эксплуатацию 639 быстрых зарядных станций еще в 32 регионах».

На Дальнем Востоке и в Сибири основная нагрузка по развитию зарядной инфраструктуры легла на плечи ПАО «РусГидро». Начав с установки 10 зарядных станций в Приморском крае в 2019 году, компания быстро распространила сеть своих ЭЗС на весь Дальний Восток: станции были установлены в Амурской области, на Сахалине, в Хабаровске, на Камчатке и даже в Магадане. В 2021 году была обеспечена зарядная инфраструктура для поездок по маршруту Владивосток – Хабаровск, что стало первым шагом для построения сети ЭЗС далеко за пределами регионов Дальнего Востока.

«Судя по социологическим опросам автомобилистов, – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор АО «ЭЗС РусГидро» Дмитрий Беляев, – четверо из пяти задумывались о переходе на электромобиль при наличии инфраструктуры». Видя этот потенциал, «РусГидро» реализует масштабный проект «Шелковый путь», в рамках которого

зарядная сеть соединит Москву с Владивостоком. Сегодня станции компании покрывают уже более 70% этой дороги.

До конца года «РусГидро» планирует установить электрозарядки во всех городах и регионах, включенных в «Шелковый путь», станции располагаются равноудаленно друг от друга на расстоянии 100-150 км. Цель компании – до 2035 года довести число быстрых зарядных станций до полутора тысяч.

Предпринимаются усилия и для поддержки российских производителей электрического транспорта. «Минпромторгом России уже реализуется комплекс мер поддержки, способствующих наращиванию объемов производства электротранспорта и локализации необходимых для него компонентов, а также стимулированию спроса на электромобили», – говорит газете ВЗГЛЯД замглавы Минпромторга Альберт Каримов. Он напомнил, что к таким мерам относятся программы льготного автокредитования и лизинга, субсидирование НИОКР, механизм заключения специальных инвестиционных контрактов с производителями, а также действующие программы Фонда развития промышленности.

Больше электромобилей – российских и разных

2022 год стал переломным с точки зрения российского электромобилестроения. В этом году стартовали несколько ключевых российских проектов.

В сентябре состоялся запуск производства электромобилей EVOLUTE на мощностях завода «Моторинвест» в Липецкой области. Также в ноябре был перезапущен завод «Москвич», выпускающий как автомобили с двигателем внутреннего сгорания, так и электромобили. В апреле 2023 года компанией «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» было запущено производство электрогрузомобилей EVM PRO на базе «УАЗ Профи». Кроме того, ожидается запуск производства электромобилей на мощностях заводов АВТОТОР, «Соллерс» и АО «АвтоВАЗ».

В марте 2023 года холдинг «Синара – Транспортные машины» открыл новое производство – Челябинский завод городского электрического транспорта, на котором будут выпускаться современные троллейбусы и электробусы.

Ключевыми отечественными производителями электромобилей и электробусов сегодня являются ПАО «КамАЗ» и Группа «ГАЗ». Группа «ГАЗ» производит на заводе в Ликино низкопольные электробусы ЛиАЗ-6274 (с 2012 года) и ЛиАЗ-6274.20 «e-Citymax 18» (с 2022 года), а на Горьковском автомобильном заводе в Нижнем Новгороде целую линейку коммерческих электромобилей «Газель» e-NN (как в варианте минивэна, так и в варианте легкого грузовика), а также небольшой электробус «Газель» e-City.

Спектр интересов ПАО «КамАЗ» в электромобилестроении еще шире. На сегодняшний день «КамАЗ» только правительству Москвы продал более 1000 городских низкопольных электробусов КамАЗ-6282. В течение 2022–2023 годов этот электробус испытывался также в Белгороде, Казани, Перми, Сочи, Ростове, Уфе и Липецке.

«Планируем принять активное участие в комплексной программе по развитию наземного городского электрического транспорта, в рамках которой в 2023 году планируется поставка порядка 180 электробусов в 10 пилотных регионов», – рассказал газете ВЗГЛЯД директор по инновационным продуктам НТЦ ПАО «КамАЗ» Сергей Назаренко. А рамках развития модельного ряда экологического транспорта «КамАЗ» в 2021–2022 годах в Москве успешно испытывался электробус особо большого класса КамАЗ-6292. «Мы готовы предложить новый продукт Москве и ее жителям в начале 2024 года», – обещает Назаренко.

В сегменте электромобилей «КамАЗ» участвует в реализации проекта сборки электромобилей совместно с заводом «Москвич», где планируется в этом году выпустить около 10 000 электромобилей.

Кроме того, «КамАЗ» вместе с другими инвесторами участвовал в запуске стартапа АТОМ по созданию городского электромобиля для современного поколения людей и современных сервисов мобильности. Проект с момента осуществления инвестиции «КамАЗом» вырос из венчурного в крупный технологический. В планах команды – запустить продажи в 2025 году. Идет процесс проработки индустриализации проекта. «КамАЗ» производит также электрические мусоровозы и другую коммунальную технику на электрошасси (снижение шума при ночном вывозе мусора – очень важный фактор).

Значительное увеличение подвижного состава «КамАЗа», эксплуатируемого Москвой, в том числе и коммунальной техники, рождает потребность в организации централизованного центра сервисного обслуживания. В настоящий момент ведется проработка проекта строительства завода на территории поселка Красная Пахра, в строительство которого ПАО «КамАЗ» планирует инвестировать порядка 1,4 млрд рублей.

Стоимость владения

Пока электромобили/электробусы как минимум не дешевле (а чаще всего несколько дороже), чем автомобили на двигателях внутреннего сгорания. Но если для мегаполисов важна экологичность общественного транспорта, то для покупателей легковых машин должно быть четко сформулировано их преимущество перед бензиновыми/дизельными.

Сейчас, по словам заместителя министра экономического развития Рената Бекишева, в России действуют программы субсидирования спроса: льготное автокредитование и автолизинг (скидка в размере 625 тыс. рублей предоставляется при приобретении электромобиля в кредит или лизинг). С 1 марта владельцы электрокаров получили право бесплатного проезда по платным федеральным дорогам. Эксперимент проводится до 31 декабря 2023 года. За период с 1 марта по 16 апреля к эксперименту подключилось 1418 пользователей.

Регионы тоже берут ряд обязательств по стимулированию спроса у себя на электрический автомобильный транспорт и развитию зарядной инфраструктуры. Например, пилотные регионы включают механизмы дополнительного стимулирования спроса на электромобили, предусматривающие льготные условия их пользования (в части транспортного налога, бесплатной парковки и др.). Ряд регионов применяют дополнительную скидку на электромобили к скидке по федеральным программам стимулирования спроса.

«В России рынок электромобилей развивается хорошими темпами, – рассказывает генеральный директор АО «ЭЗС РусГидро» Дмитрий Беляев. – Наряду с мерами поддержки в ряде регионов (нулевой транспортный налог, бесплатные парковки) электромобиль – это возможность заметно экономить: больше не нужно раз в неделю посещать заправку и оставлять там 3000 рублей, затраты на автосервис падают в разы. Домохозяйства традиционно получают электроэнергию по льготному тарифу, многие общественные зарядные станции работают и будут работать бесплатно, поэтому

эффективная стоимость пробега на электромобиле в ближайшие годы будет сохраняться на уровне 1-2 рубля/км, в то время как для бензиновых машин от 5-6 рублей и выше».

Макроэкономический эффект

Когда создавалась концепция развития производства и использования электротранспорта в России, в нее в качестве целевого показателя объемов производства электромобилей на 2023 год была заложена цифра 7,4 тыс. штук. Сейчас в Минпромторге уверены, что этот показатель будет значительно превзойден.

К 2035 году, как ожидают в министерстве, доля электромобилей на российском рынке может достигнуть 25%.

В документах госпрограммы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» приводится оценка общего количества создаваемых при ее реализации новых рабочих мест – не менее 39 тыс. При этом, по оценке Минэкономразвития, в отрасль придет не менее 498 млрд рублей частных инвестиций.

В министерстве рассчитывают, что электромобили могут стать базой для возрождения российского автопрома полного цикла: от разработки до производства комплектующих и создания инфраструктуры. Это, в свою очередь, даст толчок развитию целого блока сопутствующих технологий и отраслей: от рециклинга аккумуляторных систем и обеспечения ИТ-инфраструктуры до модернизации отрасли автосервисов под специфику работы с электромобилями. А масштабная программа по субсидированию произведенных в России ультрабыстрых ЭЗС создаст условия для возникновения новой подотрасли энергетического машиностроения.

Текст: Дмитрий Скворцов

Вам может быть интересно

Повреждение оптоволокна в Татарстане замедлило интернет в 21 регионе России
Темы дня

Почему в США стали менять свое отношение к «либеральной повестке»

Поистине тектонические сдвиги внезапно стали происходить в общественной и культурной повестке США. Трансгендерам запрещено участвовать в спортивных командах, соцсети смягчают либеральную цензуру, а пожарных критикуют за то, что они слишком увлеклись защитой прав ЛГБТ в ущерб своим непосредственными обязанностями. Как и почему такое случилось?

В договоре Армении с США отсутствует самое главное

Поздним вечером 14 января в Вашингтоне госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян подписали так называемую Хартию о стратегическом партнерстве. Для США это очередное поспешное действие уходящей администрации Байдена, а официальный Ереван таким образом сделал еще один шаг в сторону от России и ОДКБ. Но есть нюансы.

Эксперт назвал два способа возобновления поставок российского газа в Приднестровье

Лукашенко заявил, что оппозиция не дождется его смерти

В «Ленкоме» объяснили, почему убрали портрет Певцова

Новости

Названы безопасные для отдыха места на Черном море после разлива мазута

Заместитель председателя комитета Государственной думы по экологии Георгий Арапов из партии «Новые люди» заявил, что Сочи и Адлер остаются безопасными для отдыха после недавних выбросов мазута в Черное море.

Белоусов назвал число приглашенных для участия в Параде Победы стран

Российская сторона пригласила подразделения 19 стран для участия в Параде Победы на Красной площади в Москве, сообщил министр обороны Андрей Белоусов на заседании оргкомитета «Победа».

Путин сообщил о присвоении звания «Город трудовой доблести» еще восьми городам

Президент России Владимир Путин сообщил на заседании оргкомитета «Победа», что звание «Город трудовой доблести» будет присвоено еще восьми городам России, в том числе Кургану и Салехарду.

Белоусов: Участники спецоперации войдут в парадные расчеты на 80-летие Победы

Министр обороны Андрей Белоусов сообщил, что в парадных расчетах, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, примут участие военнослужащие, участвующие в специальной военной операции.

Военкор: Целью ракетного удара стало подземное хранилище газа во Львовской области

Целью утреннего группового удара ВС России было крупнейшее подземное хранилище газа (ПХГ) в городе Стрый Львовской области, сообщил военный корреспондент Евгений Поддубный.

Венгрия и Сербия ускорят строительство нефтепровода в ответ на санкции США

Венгрия и Сербия решили ускорить строительство нефтепровода между странами из-за санкций США, влияющих на энергетическую безопасность Европы, сообщил глава МИД Венгрии Петер Сийярто.

«АвтоВАЗ» допустил создание нового бренда для коммерческих машин

«АвтоВАЗ» рассматривает возможность запуска нового бренда для коммерческих автомобилей и планирует начать производство минивэна в 2027 году, инвестируя более 20 млрд рублей в проект, сообщил президент компании Максим Соколов на пресс-конференции.

Бывшего и ненышнего замдиректора Смоленской АЭС задержали за превышение полномочий

Оперативники УФСБ задержали бывшего и действующего заместителей директора по капитальному строительству Смоленской АЭС по подозрению в превышении должностных полномочий при реконструкции объекта.

Путин подписал указ о разовой выплате 80 тыс. рублей ветеранам Великой Отечественной войны

Ветераны Великой Отечественной войны получат разовую выплату в размере 80 тыс. рублей, соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.

Эксперт усомнился в лидерстве США в рейтинге военной мощи

Военный эксперт Алексей Леонков выразил сомнения в данных рейтинга мировой военной мощи 2025 года, где США заняли первое место, указав на недостатки учета боевого опыта и военных традиций.

Forbes: На Украине прекратят формирование новых бригад ВСУ

На Украине решили отказаться от формирования новых бригад ВСУ, чтобы избежать повторения распада 155-й механизированной бригады, где дезертировало 1700 солдат, сообщило издание Forbes.

Запорожская область отказалась признать себя потерпевшей по делу генерала Попова

Власти Запорожской области официально отказались признавать себя потерпевшей стороной по уголовному делу против бывшего командующего 58-й армией генерал-майора Ивана Попова.
Мнения

Геворг Мирзаян: Байден спалил остатки американского лидерства

Если бы в конце 2021 года Вашингтон принял или хотя бы начал всерьез рассматривать российские предложения о гарантиях безопасности, то сейчас, возможно, не пришлось тратить остатки американского лидерства на того, чтобы сдержать Россию.

Виталий Трофимов-Трофимов: Зачем Трампу Арктика

Главная ценность Гренландии – это национальный сектор контроля над Арктикой. И попытки новой вашингтонской администрации не подкупом, так завоеванием получить Гренландию – это подготовка к борьбе за арктические шельфы, проливы и ресурсы.

Андрей Шалунов: Как сделать потребление разумным и достаточным

Отказ от производства товаров с коротким сроком эксплуатации является ключом к сокращению объемов мусора на свалках и снижению трат граждан на покупку товаров.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»