Этот год может показать очередной рекорд по скупке золота странами в резервы. Так, Народный банк Китая увеличил запасы золота примерно на 15 тонн в январе, доведя их до 2025 тонн. В предыдущие два месяца в сумме НБК купил 62 тонны желтого металла.
Прошлый год уже стал рекордным по госзакупкам драгметалла. Центробанки приобрели 1136 тонн драгметалла на 70 млрд долларов. Это рекорд с 1967 года.
В ежегодном отчете Всемирного совета по золоту (WGC) сказано, что в 2022 году центробанки не только стали нетто-покупателями золота тринадцатый год подряд, но и приобрели второй по величине объем драгметалла за всю историю наблюдений с 1950 года. Это исключительная ситуация.
Скупка или распродажа золота – это не просто сделки, это индикатор ситуации в мировой экономике и даже геополитике. Золото считается главным защитным активом в кризис в противовес тому же доллару, и государства скупают его для подстраховки на случай беды. А продают, наоборот, во время стабилизации ситуации.
«Скупка золота в таких объемах, как сейчас, – явный и совершенно точный признак надвигающегося мирового кризиса, о котором говорится давно. В прошлом году эту динамику подстегнула инфляция, которая в США и ЕС достигла рекордных за 40 лет уровней. И хотя в США и Европе инфляция замедляется, в экономиках развитых стран достаточно признаков наступления очень затяжного и глубокого кризиса. Когда многие, включая МВФ, ФРС, Всемирный Банк и т. д., говорят о новой «Великой депрессии», государства начинают скупать золото, которое в кризис только растет в цене, и избавляться от вложений в менее стабильные активы – валюты и облигации, которые могут потерять свою стоимость за короткий срок», – говорит Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets. Этот принцип одинаково действует не только для центральных банков. К мировой рецессии готовятся все. Скупали золото в прошлом году также инвестфонды, коммерческие банки, известные на весь мир инвесторы, добавляет он. Присоединились к скупке монет и слитков даже физические лица – граждане по всему миру, в том числе россияне.
Так, частные лица в России в 2022 году скупали золото тоже рекордными объемами. Сбербанк, ВТБ, Промсвязьбанк, Московский кредитный банк и Тинькофф-банк, работающие с наличным золотом, суммарно смогли продать золотых слитков массой 64–67 тонн примерно на 200 млрд рублей.
«Когда стреляют пушки, покупай золото» – это известный принцип, который сейчас используется многими – и странами, и банками, и гражданами.
Это способ обезопасить свои накопления в ситуации, когда слишком непредсказуемая ситуация, когда все может измениться очень быстро, причем в худшую сторону», – говорит Деев.
Кроме экономической неопределенности, пугает еще и геополитическая. «Если в центре Европы идет серьезный военный конфликт, в котором возможны угрозы применения ядерного оружия, это создает риски третьей мировой войны», – говорит Александр Потавин из ФГ «Финам».
«Россияне весной-летом 2022 года ринулись скупать золото, поскольку на фоне военного конфликта на Украине не стало других альтернатив для вложения средств, так как резервные валюты мира в РФ из-за санкций перешли в категорию рискованных активов. Позже появилась альтернатива в виде юаня, поэтому покупки золота гражданами снизились», – объясняет эксперт.
Эксперт ждет дальнейшего роста покупок золота центробанками и физлицами и в 2023 году, учитывая, что риски разного толка никуда не уходят.
«Однако спрос на драгметалл со стороны центробанков, возможно, будет более умеренным в 2023 году, чем в прошлом году, с учетом общего сокращения резервов. Например, во время аналогичного по величине всплеска покупок золота центробанками 55 лет назад на следующий год они были почти в два раза ниже, но также составляли значительную величину», – замечает Потавин.
Между тем Валерий Емельянов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» считает, что центральные банки на самом деле не знают будущего и реагируют на происходящее почти всегда с опозданием.
«В идеале считается, что ЦБ должен запасаться золотом в годы благоденствия и роста резервов и тратить, когда пришли проблемы в виде валютного или долгового кризиса. На практике у большинства не получается так здорово все подгадать»,
– говорит эксперт и приводит исторические примеры.
«Самый длинный период активных продаж золотого запаса длился в 1990-е годы, а пик его уже пришелся на начало 2000-х. Это был расцвет экономики США, бурный рост глобальной экономики. Центральные банки не видели смысла накапливать металл, когда стресса для экономики и банков практически нет. Поэтому совершенно не были готовы к событиям 1997–1998 и 2007–2008 годов», – говорит Емельянов.
А всплеск покупок золота после затишья последний раз был в 2010 году после ипотечного кризиса 2007–2009 годов. «Как только у регуляторов появились свободные деньги и они разгреблись с поддержкой банкам, они начали активно готовиться к следующему похожему кризису, но он так и не случился. До этого почти 20 лет подряд центральные банки только продавали золото. Были скачки спроса в 1980-м и 1989-м на фоне тогдашних циклических кризисов, но опять же – уже после их свершения. Регуляторы в этом плане всегда опаздывают», – приводит аргументы Емельянов.
Поэтому угадали центральные банки будущее на этот раз или нет – покажет время.