Экономика

14 сентября 2022, 11:16

Российскому МС-21 не страшен успех китайского конкурента

Фото: XinHua/Global Look Press

Китайский самолет C919 впервые будет передан авиакомпании в коммерческую эксплуатацию на два года раньше российского конкурента – лайнера МС-21. Оба проекта развивались параллельно и совершили свои первые полеты даже в один месяц и год. Однако первым в жизнь выпускается китаец. Впрочем, на этом преимущества китайского лайнера заканчиваются. Чем МС-21 превосходит своего соперника?

Китай уже в конце месяца получит сертификацию на свой первый узкофюзеляжный пассажирский самолет C919. А к концу этого года будет поставлен как минимум один такой самолет в коммерческую эксплуатацию местной авиакомпании China Eastern Airlines, сообщают местные СМИ. По плану перевозчик должен был получить три таких лайнера, но сам факт передачи даже одного самолета в коммерческую эксплуатацию – уже знаковый.

Этот самолет предназначен для конкуренции в первую очередь с самолетами Airbus и Boeing в самом массовом и популярном классе пассажирских лайнеров. Любопытно, что по классу этот китайский лайнер является конкурентом и российского МС-21.

Более того, и для России, и для Китая создание такого самолета – это первый опыт. Но стоит оговориться, что для России – это первый опыт после советских времен, а для Китая – первый вообще в истории страны.

Оба проекта шли фактически параллельно. Так, китайский С919 совершил свой первый полет 5 мая 2017 года, а российский МС-21 – 28 мая 2017 года. Западный мир с интересом наблюдал, что же предложат миру две страны, решившие бросить вызов дуполии в мировой авиации Boeing и Airbus.

И вот китайский самолет обещает начать первую коммерческую эксплуатацию уже в 2022 году. Тогда как первые МС-21 авиакомпании получат только два года спустя – в 2024 году.

«Однако проигрышем назвать это нельзя», – считает глава «Авиа.ру» Роман Гусаров. Задержка с выходом в жизнь МС-21 связана прежде всего с санкционными ограничениями Запада – сначала пришлось заменять композитные материалы на отечественные, а теперь и полностью переводить на отечественные комплектующие.

«Через два года МС-21 станет полностью независимым от западных комплектующих. Его никто не заблокирует ни на нашем рынке, ни при выходе на рынки третьих стран. Китайский самолет напичкан полностью иностранными комплектующими. Во-вторых, МС-21 – это самые передовые технологии, это технологическое совершенство, самолет XXI века. Китайский самолет – это повторение того, что уже летает. Китай пока не способен создать новое»,

– говорит Роман Гусаров.

Он напоминает, что у МС-21 есть композитное «черное» крыло, которое облегчает конструкцию, улучшает аэродинамику и топливные характеристики. Это серьезное преимущество. Тогда как у Китая такой технологии нет, у него обычный алюминиевый самолет.

Еще одно важное превосходство МС-21 над С919 – это наличие у России собственного авиационного двигателя. «Авиационный двигатель – это самое сложное устройство, придуманное человеком. Даже космические двигатели проще. В России есть технологии создания авиационного двигателя, а у Китая нет», – отмечает глава «Авиа.ру».

Не случайно Китай решил создавать широкофюзеляжный самолет CR929 (более высокого класса) не в одиночку, а совместно с Россией. Потому что китайская авиапромышленность серьезно отстает. «На создание такого самолета самостоятельно у Пекина уйдет 20-30 лет, потому что у них нет технологий проектирования и производства самолетов подобного класса. Они есть только у Boeing, Airbus и России», – отмечает Гусаров.

Несмотря на то, что МС-21 и С919 – это самолеты одного класса, а оба проекта развивались параллельно друг другу, они не являются конкурентами друг другу, считает эксперт. «Китай делает этот самолет в первую очередь для собственного огромного рынка. Приобретать наш самолет они не планировали. И мы рассчитывали в первую очередь на собственный рынок и другие рынки. Раз разные рынки – значит, они не конкуренты. Возможно, на каких-то рынках в перспективе они схлестнутся, но для начала китайскому самолету надо освоиться на собственном рынке», – считает Гусаров. А выйдет ли он на экспортные рынки – большой вопрос. Потому что американские и европейские авиаконцерны вряд ли позволят китайцам отбирать у них капиталоемкие рынки сбыта. Тем более, когда Boeing и Airbus и так вынуждены сокращать выпуск из-за пандемии и падения авиаперевозок, а также из-за ухода с российского рынка.

«Если Китай когда-нибудь перейдет дорогу Boeing или вмешается политика, то Китаю перекроют доступ к западным авиазапчастям. И тогда самолет С919 просто исчезнет.

Россия находится на более высоком технологическом уровне, поэтому готова быстро заместить иностранные комплектующие, а Китай сможет это сделать только лет через 15-20. То, что МС-21 будет абсолютно независим от Запада – огромное преимущество», – говорит Гусаров.

На самом деле, США вставляли палки в колеса намного раньше – еще в 2019 году они сорвали сделку по продаже SSJ-100 Ирану. Американцы запретили нам продавать самолеты иранцам, потому что на 10% самолет состоит из американских комплектующих. То есть даже если бы Россия и США «дружили», это не означало бы, что американцы позволили бы МС-21 откусить кусок их мирового пирога. «США всегда найдут предлог, чтобы не пустить чужую высокотехнологичную продукцию на американский рынок и на рынки американского присутствия. На то же самое рано или поздно нарвется и Китай», – считает эксперт.

А у МС-21 будет реальный шанс ударить по засилью двух монстров в мировой авиации – Boeing и Airbus. Хотя быстро сделать это не получится.

Перспективы выхода МС-21 на экспортные рынки – очень далекие. В первые годы после начала серийного выпуска в 2024 году искать экспортные рынки Россия вряд ли будет. Потому что первоочередная задача МС-21 – удовлетворить потребности собственного российского рынка. По плану Минпромторга, с 2024 по 2030 год в России будет произведено всего 270 МС-21, при этом 210 машин уйдут в парк одного «Аэрофлота», а есть и другие российские авиакомпании, которые хотят заместить иностранные лайнеры отечественными. Российскому рынку надо 700 самолетов типа МС-21, но до 2030 года получится заместить лишь половину авиапарка.

К концу 2030 года Россия по плану выйдет на выпуск всего 72 МС-21 в год. «Столько в лучшие годы (до пандемии) выпускал тот же Airbus в месяц, а в год на двоих с Boeing – 1200 самолетов. Мы будем выпускать 70 в год, поэтому займем всего 5-6% мирового рынка. Мы отберем у них заказов примерно на 7 млрд долларов», – заключает эксперт.  

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине
Темы дня

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

Как будут освобождаться оставшиеся города Донбасса

«Вскрытием этого "крепкого орешка" предстоит заниматься нашей армии в следующем году. Если, конечно, Владимир Зеленский добровольно не выведет войска из ДНР», – так эксперты описывают задачу ВС России в районе Дружковско-Краматорско-Славянской агломерации. Какие цели преследует противник и как будет выглядеть освобождение последних вражеских «фортеций» в ДНР?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Путин заявил о кратном увеличении производства востребованных вооружений

Производство наиболее востребованной в ходе СВО продукции, включая боеприпасы и бронетехнику, с 2022 года увеличилось кратно в 2025 году, заявил президент Владимир Путин на совещании по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов