По итогам 6,5 месяцев этого года поставки российского газа в дальнее зарубежье упали на 33,1%, или на 35,6 млрд кубометров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил Газпром 15 июля. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 71,9 млрд кубометров. Газпром поставляет газ по трубопроводам в Европу и Китай.
При этом экспорт в Китай показывает небывалый рост. 17 июля Газпром зафиксировал новый исторический рекорд суточного объема поставок российского газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири». Объем поставок он не раскрыл. Однако за первые полгода поставки российского газа по «Силе Сибири» в Китай выросли аж на 63,4%. Экспорт газа в Китай по этому газопроводу начался относительно недавно – в конце 2019 года. В 2020 году объем поставок составил 4,1 млрд кубов, в 2021 году – уже 10,4 млрд кубометров.
Понятно, что компенсировать потерю трубопроводных поставок газа в Европу за счет трубопроводных поставок в Китай невозможно. Во-первых, годовые поставки Газпрома в Европу составляли 155 млрд кубометров (по итогам 2021 года). На этом фоне растущий экспорт в Китай выглядит очень скромно. Во-вторых, ресурсная база для поставок газа в Европу и в Китай по имеющемуся газопроводу – разная.
Европа будет снижать закупку российского газа, однако специалисты признают, что сделать это быстро у ЕС не получится. В частности, даже планы Германии снизить зависимость от российского газа до 10% к 2024 году вряд ли выполнимы. А значит, у России есть время подготовиться.
Тем более что работа предстоит действительно масштабная. Газопроводный газ требует, разумеется, газопроводов, и из России в Европу их гораздо больше, чем из России в Китай. Наличие «Силы Сибири» – это, конечно, большой плюс. Однако это лишь один газопровод в Китай, и его плановая мощность составляет лишь 38 млрд кубометров в год, и выйти на нее планируется в 2024 году. Что же в таком случае требуется, чтобы перенаправить российский газ с европейского на другие рынки?
«Есть два варианта действий. Первый – построить газопровод «Сила Сибири – 2», который предполагает поставки газа в Китай как раз с Западно-Сибирских месторождений, откуда сейчас газ идет в Европу»,
– говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Россия и Китай уже давно обсуждаются проект второго газопровода, который может пойти через Монголию. И сейчас этот проект становится актуальным как никогда.
Премьер-министр Монголии Оюн-Эрдэнэ Лувсаннамсрай заявил Financial Times, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) этого проекта уже завершено. Он считает, что строительство трубы начнется в 2024 году, а введена в эксплуатацию она будет в 2030 году или даже раньше. Предполагается, что по этому газопроводу транзитом через Монголию будет идти в Китай 50 млрд кубометров газа в год. И хотя, по словам монгольского премьера, окончательный маршрут трубопровода еще «обсуждается», куда более важно договориться с Китаем. И здесь могут быть сложности.
«Китай и так славится своей жесткой переговорной позицией. А в данном случае явно демонстрирует, что время на его стороне. Поэтому Пекин пытается выторговать для себя максимально выгодные условия, полагая, что России некуда деваться. Строить же газопровод в Китай без коммерческого контракта – значит еще более усиливать переговорные позиции Пекина», – считает Юшков.
По его мнению, задача Газпрома – показать Китаю, что в разумные сроки договориться с Россией о трубопроводных поставках в том числе в его интересах. В частности, Европа активно закупает сжиженный природный газ (СПГ) и забирает его в первую очередь с азиатского рынка. «Если Китай хочет сохранить импорт СПГ, то ему придется платить за него очень высокую цену. Соответственно, если Пекин хочет получать газ по приемлемым ценам, то ему надо договариваться с Россией о второй серии трубопроводных поставок», – считает Юшков.
По его мнению, если бы Газпром устраивали предлагаемые Китаем условия, проблем со строительством газопровода не было. «Когда Газпром поставлял в Европу 180 млрд кубометров, он говорил, что у него есть возможность для поставки еще 130 млрд кубометров на экспорт. Так что возможности у Газпрома имеются, вопрос в возможностях спроса в Китае. Пекин, вероятно, готов нарастить объемы поставок из России по выгодным для себя ценам, но при этом не хочет складывать все яйца в одну корзину», – полагает отраслевой эксперт.
Второе направление для России – это строительство СПГ-заводов, которые дадут возможность сжижать газ и перевозить его по морю в любую страну. «Однако сложность в том, что у России нет собственной технологии строительства крупнотоннажных СПГ-заводов. В мире есть только несколько компаний, владеющих такими технологиями, и передача их нам запрещена санкциями», – говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.
На территории России действуют два крупнотоннажных СПГ-завода – это «Сахалин–2» и «Ямал СПГ». Суммарно они могут производить 27,5 млн тонн СПГ в год. Эти проекты реализованы на иностранных технологиях сжижения газа и преимущественно с использованием иностранного оборудования.
СПГ-оборудование является высокотехнологичным и сложным в освоении. На первоначальном этапе требуются большие затраты. Поэтому без господдержки не обойтись. По оценке «Новатэка», предприятиям требуется 24 млрд рублей на НИОКР. Глава «Новатэка» Леонид Михельсон месяц назад жаловался, что в 2018–2021 годах государство предприняло шаги для поддержки разработки СПГ-оборудования, однако из обещанных Минфином 23 млрд рублей было выделено только 2,8 млрд.
«У России есть отечественные технологии по созданию среднетоннажных СПГ-заводов. Нам не остается ничего другого, надо тиражировать средние домашние проекты. В конце концов, кто нам мешает построить 20 очередей «Ямал СПГ» на базе технологии «Арктический каскад», – считает Юшков.
«Арктический каскад» – это отечественная технология сжижения, которую уже опробовал «Новатэк». В конце мая компания начала предпроектные работы по строительству СПГ-завода мощностью 5 млн тонн в год на основе этой технологии и с использованием отечественного оборудования. Михельсон заявил, что четвертая линия «Ямал СПГ» также построена на базе российского оборудования. Однако после выхода завода на полную мощность в мае прошлого года Михельсон признавался, что завод работает плохо, случаются остановки.
По его словам, отечественным производителям еще нужно учиться, претензии есть ко всем поставщикам оборудования. Но теперь у России нет выхода, и нужно доводить технологии до ума.
На днях стало известно, что Минпромторг подготовил проект постановления правительства, индексирующего расходы на научно-исследовательские и конструкторские разработки (НИОКР) в сфере СПГ при расчете налога на прибыль в полтора раза. В пояснительной записке говорится, что это должно простимулировать развитие НИОКР в сфере технологий и оборудования для производства, хранения и транспортировки СПГ.
Минус СПГ-проектов еще в том, что они развиваются в России на льготных условиях, и «Новатэк» не платит ни НДПИ, ни экспортную пошлину. Если Газпром начнет развивать СПГ-проекты, то логично, что он тоже потребует аналогичных льгот. Это значит, что государство от добычи и экспорта газа в виде СПГ ничего не будет получать, а будет только тратить, замечает эксперт.
Еще один проблемный вопрос – суда для перевозки СПГ. «На «Звезде» собирали танкеры из южнокорейских комплектов по заказу «Новатэка». То есть газовозы строят по технологиям Южной Кореи, которых мы можем лишиться», – добавляет Юшков.
«Пока Россия будет развивать эти два направления – новые газопроводы и собственные технологии по сжижению газа, Газпрому придется сокращать добычу. Перенаправить потоки газа пока некуда. В этом плане газовая отрасль является более проблемной, чем нефтяная, потому что газ сложнее перевозить по морю», – заключает собеседник.