Экономика

23 июня 2022, 22:15

Россия пробила коридор к Индийскому океану

Фото: Liu Tian/ZUMA/Global Look Press

Уже два месяца действует идущий через Афганистан автотранспортный коридор, по которому товары из океанских портов Пакистана попадают в Среднюю Азию – и далее в Россию. В ближайших планах – при участии РЖД проложить и железнодорожный путь, а также начать поставки угля в Пакистан. Насколько безопасны поставки по этому коридору и какие выгоды России и Южной Азии сулит новый торговый путь?

«Исламский эмират Афганистан» – как официально называется режим движения «Талибан*» (признан ООН террористической организацией), установившийся в стране после бегства американцев в августе 2021-го – заинтересован в проекте трансафганской железной дороги, которая соединила бы страны Средней Азии и Пакистан через территорию эмирата. Об этом в среду заявил глава Управления железных дорог Афганистана (ARA) Бахтуррахмон Шарафат. Выражением заинтересованности дело не ограничилось.

Как сообщило афганское агентство TOLO News, проект магистрали в минувшее воскресенье обсудили вице-премьер эмирата мулла Абдул Гани Барадар (к слову, один из основателей «Талибана» и, возможно, родственник его первого лидера – муллы Омара) и спецпредставитель президента Узбекистана Шавката Мирзиёева по внешней политике, замсекретаря Совета безопасности республики Абдулазиз Камилов. Во вторник вечером узбекская сторона передала афганской электронное письмо, в котором «говорилось, что они готовы начать трансафганский проект», сообщил Шарафат. «Исламский эмират» заинтересован в безопасности будущей магистрали, заверил этот чиновник, который возглавил афганские железные дороги после крушения проамериканского государственного строя.

Согласно плану ARA, который нынешний кабульский режим утвердил в январе, трансафганская железная дорога пройдет от пограничного узбекского Термеза через Мазари-Шариф, Кабул и Джелалабад в пакистанский Пешавар. Если проект будет реализован, то система железных дорог бывшего Советского Союза (единая для России, Казахстана и Средней Азии) соединится с магистралями Пакистана, ведущими к порту Карачи и другим морским хабам на Индийском океане – что крайне актуально в свете антироссийских санкций Запада и разворота нашей экономики на Восток, который начался еще до спецоперации на Украине.

Ташкентский портал «Курсив» отмечает: стоимость проекта магистрали протяженностью в полтысячи километров оценивается в 5 млрд долларов, а предполагаемый транзитный потенциал – в 20 млн тонн грузов ежегодно.

В октябре прошлого года компании РЖД и «Узбекистон темир йуллари» («Узбекские железные дороги») провели предварительные переговоры по проекту трансафганской магистрали. Москва и Ташкент договорились обменяться техническими и картографическими параметрами, а также рассчитать плюсы и минусы предполагаемого маршрута. Как отмечала газета ВЗГЛЯД, договоренность о строительстве магистрали была достигнута еще с режимом свергнутого президента Ашрафа Гани (тогда же интерес к участию в афгано-узбекском проекте проявляла Германия). Теперь новая кабульская власть, не признанная на международном уровне, реанимирует проект, стремясь закрепить положение транзитера между постсоветскими республиками и своим союзником – Пакистаном.

Отметим, что автомобильный коридор между Индийским океаном и странами СНГ уже действует. «Путь из Пакистана в Среднюю Азию работает уже второй месяц, – рассказал газете ВЗГЛЯД пакистанский бизнесмен, соучредитель компании East West Рауф Ринд. – Мы берем любой груз из порта Карачи и везем его автомобильным транспортом через Афганистан в страны Центральной Азии или Россию.

Срок доставки контейнера из Карачи в Москву занимает примерно три недели.

Растаможить груз можно в любой из стран – например, в Казахстане, Киргизии или России».

Проблема, по словам собеседника, пока в том, что компания может привезти не любой «сухой» груз, потому что не хватает рефрижераторных контейнеров. «Всего в месяц проходит 50­–60 контейнеров: продукты питания, текстиль, бытовые товары, хотя пропускная способность пути не менее 20 контейнеров в день», – указал собеседник.

«Из-за обилия документации и согласительных мер мы открыли офисы в нескольких городах, например – в Исламабаде, Пешаваре и Москве, а главный офис расположен в Бишкеке. Кстати, вся документарная база соответствует международному праву. Так что с бумагами проблем нет. Как нет их, кстати, и с безопасностью. Это касается и Афганистана – там все абсолютно спокойно», – отметил предприниматель.

Что касается планов по развитию, то главный акцент, по словам Ринда, делается на то, чтобы в ближайшем будущем доставлять российский уголь в Пакистан. «Для этого мы сейчас ищем партнеров в России. По нашим планам, энергоноситель будет доставляться на поездах до станции около Хайратона – это узбекско-афганская граница, а далее отправляться в Пакистан через Афганистан на больших грузовиках. Объемы, которые мы можем перевозить в месяц, около 50 тысяч тонн», – добавил собеседник.

Если судить с чисто экономической точки зрения, то маршрут через Иран оптимальнее – там отлаженная система перевозки с дорогами и хорошими портами, комментирует специалист по Южной Азии, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Куприянов.

«Этот путь гораздо короче и удобнее – поставлять товары через южноиранские порты, а затем на север к Каспию, – пояснил собеседник. – Также на пакистанском маршруте больше границ: нужно пересечь сначала афганскую границу, потом таджикскую, узбекскую, казахстанскую, потом доехать до России. Но пакистанский маршрут вполне приемлем как альтернативный иранскому. Также его можно использовать в большей мере, если в Иране возникнут проблемы, и доставка не будет возможна ни фурами, ни железной дорогой».

Если же по этому пути будут доставлять уголь из России в Пакистан, то это ощутимо повысит значение этого коридора, заметил собеседник.

«Пакистан – крайне энергозависимая страна. У них чудовищные проблемы в этом секторе. Если организаторы хотят по каким-то причинам избежать иранского маршрута, если им видится более выгодным возить уголь из Западной Сибири, из Кемерово, то данный путь для них вполне подходит», – считает аналитик.

Он отметил, что в советское время Москва хорошо взаимодействовала с Пакистаном, помогала этой восточной стране развивать промышленность. Будущее взаимодействие двух стран он оценивает оптимистично: «Сейчас Россия также расширяет торговые отношения с Пакистаном. Поставка угля дала бы России дополнительный вес в регионе, поскольку Исламабад стал бы более зависим от наших энергоносителей. А самому Пакистану этот проект помог бы сократить энергодефицит».

«Этот работающий маршрут поставок в целом важен еще и потому, что он по мере развития будет демонстрировать России и всему миру, что Афганистан превратился в достаточно спокойную страну. Спокойную настолько, что через него можно было пробросить энергетический коридор,

и что талибы достаточно надежные партнеры, с которыми можно вести диалог о дальнейшем углублении сотрудничества», – резюмировал Куприянов.

Как отмечают эксперты, налаживание новых путей сообщения России с Пакистаном (который чем дальше, тем больше отходит от однозначной ориентации на США) надо рассматривать как часть общеевразийского взаимодействия по линии «Север – Юг». О развитии транспортных и логистических коридоров в южном направлении, напомним, говорил и президент Владимир Путин на недавнем 25-м Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). «Увеличиваем пропускную способность железных дорог... В том числе в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах. Они станут важнейшим участком коридора «Север – Юг», который обеспечит устойчивые каналы коммуникации с Ближним Востоком и Южной Азией. Рассчитываем, что уже в скором времени грузопоток по этому маршруту начнет уверенно расти», – передавало РИА Новости слова российского лидера. 

Отметим, что на площадке ПМЭФ российская Особая экономическая зона «Лотос» (действующая в Астрахани и работающая со странами Каспийского региона) и Индийский бизнес-альянс заключили соглашение о развитии портовых услуг и грузоперевозок через международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг». Речь идет о маршруте контейнерных перевозок от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи (Бомбей) по территории России через Каспий, Иран, порт Бендер-Аббас и далее через Аравийское море в Индию. Протяженность коридора – 7,2 тыс. километров, в два раза меньше, чем стандартный маршрут в обход Европы через Суэцкий канал.

К коридору «Север – Юг» Россия и Индия должны подключить в том числе и Афганистан, полагает востоковед Лидия Кулик. «У этого коридора есть множество ответвлений, поэтому проект имеет геополитическое значение с точки зрения включения в экономическо-хозяйственную деятельность Ирана, Афганистана и Пакистана, – отмечает она. – Растущая экономика начнет подтягивать за собой политическую стабильность, поэтому страны этого региона нужно активнее включать в международную торговлю».

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Текст: Рафаэль Фахрутдинов,
Михаил Мошкин

Вам может быть интересно

Россия и Китай провели совместное авиапатрулирование части Тихого океана
Темы дня

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Как устранить минную угрозу для ВМФ России

Для ВМФ России будут построены десятки новых тральщиков, обещают в руководстве Военно-морского флота. Почему корабли данного типа принципиально важны для обороны России, чем отличаются тральщики строящегося проекта 12700 и что еще можно сделать для наиболее эффективного противодействия минной угрозе?

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Западные СМИ запугивают африканцев в Мали «страшными русскими»

Касперская предложила ограничить использование ИИ в образовании

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Шойгу передал «горячий дружеский привет» от Путина генсеку Компартии Вьетнама

Секретарь Совета безопасности Сергей Шойгу на встрече в Ханое передал генсеку Компартии Вьетнама То Ламу теплое послание от президента России и обсудил важные международные темы.

Дробницкий назвал единственный путь для Трампа победить «либеральный зоопарк» в ЕC

После обнародования новой Стратегии нацбезопасности США ключевой вопрос заключается в том, удастся ли ее воплотить в жизнь. Все силы американского политического мейнстрима и глобального евроатлантического либерализма будут брошены на то, чтобы документ остался на бумаге, сказал газете ВЗГЛЯД американист Дмитрий Дробницкий. Ранее Дональд Трамп заявил о движении Европы в плохом направлении.

Япония отвергла сообщения об отказе использовать замороженные активы РФ

Заместитель министра финансов Японии по международным делам Ацуси Мимура опроверг сведения о том, что Токио отказывается использовать замороженные российские активы для поддержки Украины, пишет Reuters.

Путин назвал случаи выселения семей военных СВО из жилья безобразием

Президент России Владимир Путин осудил случаи выселения родственников участников спецоперации на Украине из жилья, в том числе служебного.

В ФРГ граждан России, Украины и Армении начали судить по обвинению в шпионаже

В Германии стартовало судебное разбирательство по обвинению трех мужчин из России, Украины и Армении в работе на российскую спецслужбу и попытке сбора данных, пишут местные СМИ.

Британия ввела санкции против Дугина и аналитического центра «Рыбарь»

Великобритания расширила антироссийский санкционный список, добавив в него семь новых позиций, говорится в обновленном документе, размещенном на сайте британского правительства.

В Совфеде предложили запретить продажу конфет с алкоголем детям

В связи с ростом популярности среди подростков шоколадных конфет с алкоголем, предлагается ввести обязательную маркировку и запрет на их продажу несовершеннолетним на онлайн-площадках, заявил член Совета Федерации Игорь Мурог.

Путин продлил упрощенный ввоз товаров через Казахстан и Киргизию

Президент Владимир Путин продлил срок действия упрощенного режима ввоза товаров на автомобилях с территории Казахстана и Киргизии.

Китайский автопроизводитель GAC сделал заявление о работе в России

Китайский производитель автомобилей GAC не собирается покидать российский рынок и будет развивать свое присутствие в стране, сообщили в пресс-службе компании.

Путин поручил принимать детей соотечественников в школы без языкового теста

Президент России Владимир Путин поддержал предложение главы СПЧ Валерия Фадеева о пересмотре порядка приема в образовательные учреждения детей соотечественников, вернувшихся из-за рубежа, если для ребенка русский язык является родным.

Путин поручил разобраться с представляющей опасность для граждан ездой курьеров по улицам

Президент России Владимир Путин заявил о необходимости урегулировать порядок движения на улицах городов, комментируя выступление члена СПЧ Марины Ахмедовой о правилах дорожного движения для курьеров.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов