Экономика

28 февраля 2022, 14:46

Запад намерен лишить Россию авиации

Фото: Андрей Самсонов/ТАСС

Авиационная отрасль России оказалась под санкционным давлением Запада. Полностью прекращено авиасообщение с Евросоюзом. Запрещены взлет, пролет и посадка всех самолетов с российской регистрацией и российскими владельцами, в том числе бизнес-джетов. Но это еще далеко не все. Главное – под вопрос поставлена эксплуатация Россией всех лайнеров под маркой Airbus.

Еще в пятницу Великобритания запретила летать «Аэрофлоту», в ответ Москва ограничивает использование своего воздушного пространства для полетов самолетов, связанных с Великобританией или зарегистрированных в ней, включая транзитные рейсы, сообщает Росавиация. В субботу к ней присоединились Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Молдавия и Румыния. В воскресенье о закрытии воздушного пространства объявил весь Евросоюз.

Запрет осуществлять прямые рейсы российских авиакомпаний в эти страны автоматически приводит к запрету рейсов авиакомпаний этих стран (например, British Airways) в Россию или полетам через ее территорию. Согласно межправсоглашению между странами, между Лондоном и Москвой прямые рейсы осуществляли именно эти два авиаперевозчика. Этот маршрут был маржинальным, была высокая загрузка, а санкции лишат перевозчиков с обеих сторон части доходов. «Конечно, это грозит финансовыми потерями, ведь это достаточно доходное направление полетов», – говорит глава отраслевого портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Однако ответные санкции России в отношении Великобритании (и других стран, поступивших аналогично) оказываются более жесткими. Москва запрещает самолетам, связанным с Великобританией или зарегистрированных в ней, летать над территорией России. Запрет касается в том числе транзитных рейсов. Это серьезный удар по британским авиаперевозкам.

«Аэрофлоту» в целом точно ничего не грозит – государство поддержит. А вот для Великобритании ответ России может стоить кратно больше, чем незначительная потеря «Аэрофлота». Расходы на облет и время в пути значительно возрастут у иностранцев»,

– говорит Михаил Зельцер, эксперт «БКС Мир инвестиций».

«Между Европой и Юго-Восточной Азией по воздуху перемещается достаточно большое количество пассажиров и грузов. И все эти маршруты пролегают по российской территории. Это самый короткий путь, чтобы добраться самолетом из Европы в Азию. Речь идет о десятках рейсов в сутки. Эти рейсы осуществляют большие широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты с большим количеством пассажиров и высокой стоимостью авиабилетов. По этому воздушному маршруту идет большой грузопоток между Европой и Азией», – говорит глава «Авиа.ру».

Теперь британским авиакомпаниям придется облетать Россию, чтобы добраться до азиатских стран. «Например, британская авиакомпания хочет лететь в Корею. Раньше практически весь ее маршрут пролегал по российской территории. Теперь же Великобритании придется лететь на юг Европы, через Турцию, а еще облетать Иран, так как через него нельзя летать. Им придется делать очень большой крюк.

Это сильно удлинит полет и сделает его очень дорогим из-за выросших расходов на топливо. Великобритания находится на севере Европы, а земля, как известно, имеет форму эллипса, и полеты через полярные широты короче, чем по экватору», – считает Роман Гусаров. Те же потери, судя по всему, ждут и другие европейские авиакомпании, которые тоже не смогут летать через российскую территорию в Азию.

Российские авиакомпании вернутся в ситуацию закрытия воздушных ворот Европы, как это было во время карантина. Вопрос встанет о том, как долго продлится закрытие воздушных ворот с Европой. 

Параллельно Евросоюз готовит «второй пакет» санкций против России. И он может оказаться гораздо более серьезным, парализовать всю российскую авиаиндустрию и в целом перекроить мировой авиарынок. Второй пакет санкций может запретить продажи самолетов Москве, в том числе лизинг, а также ремонт и обслуживание лайнеров.

Сегодня уже никто не покупает новые самолеты – это дорого. Обычно их берут в лизинг, ежемесячно выплачивая продавцу лизинговые платежи (схема очень похожа на кредитную). Западу остается решить – запрет коснется только процесса получения в лизинг новых европейских лайнеров или распространится и на лайнеры Airbus, которые уже взяты в лизинг российскими авиакомпаниями и эксплуатируются ими? Присоединятся ли к этим санкциям и США со своими Boeing?

Те же вопросы и по запрету ремонта и обслуживания европейских самолетов. Это коснется только новых сделок или европейцы откажут в ремонте и обслуживании своих самолетов, которые уже находятся в парке российских перевозчиков? «Разброс гигантский: от незначительных санкций до фатальных для обеих сторон», – говорит Роман Гусаров.

В проекте разъяснений к пакету санкций, которые оказались в распоряжении «Коммерсанта», указано, что запрет продаж, поставок, передачи или экспорта, «прямо или косвенно», включает все типы самолетов, вертолетов, а также их запчасти и компоненты (двигатели и другое). «Он (запрет) также охватывает лизинг самолетов, поскольку это форма «поставки». Поэтому новые лизинговые контракты не могут быть заключены, а существующие должны быть расторгнуты», – указано в документе. На расторжение контрактов, заключенных до вступления в силу санкций, сторонам дается 30 дней.

Проектом также предусмотрен запрет на техобслуживание, а также страхование и перестрахование, прямо или косвенно, авиатехники в европейских компаниях.

«Лизинговые контракты включают положения, которые позволяют лизингодателю вернуть свой самолет в случае санкций, невозможности лизингополучателя поддерживать самолеты в безопасных условиях и т. п. Таким образом, эти самолеты вернутся к лизингодателю», – отмечается в выводах документа.

То есть в обсуждении речь идет о самом жестком варианте санкций, когда российским авиаперевозчикам придется вернуть лизингодателям все свои самолеты Airbus.

По словам Гусарова, всего в парке российских авиакомпаний находится примерно 750-800 магистральных самолетов иностранного производства, примерно половина – это лайнеры европейского производства Airbus. Вторая половина, соответственно, американского производства компании Boeing. Пока США не говорят о том, чтобы поддержать подобные санкции ЕС, хотя и это исключать нельзя.

Это значит, что Россия лишится либо примерно 400, либо сразу всех 800 магистральных самолетов, которые вынуждена будет вернуть лизингодателям. Если прибавить к этому запрет на ремонт и обслуживание, то Россия останется фактически без «крыльев».

Но и удар по мировому авиастроению будет нанесен сокрушительный. Не случайно глава ЕС провел в пятницу совещание в том числе с представителями всех крупнейших международных лизинговых компаний. «И единственное, за что бьются сейчас лессоры (лизингодатели), это за возможность сохранить в силе действующие договоры и распространить запрет только на будущие поставки», – рассказал один из источников «Коммерсанта» в авиаотрасли.

«Каждый самолет стоит плюс-минус 100 млн долларов. 400 самолетов – это 40 млрд долларов, 800 лайнеров – 80 млрд долларов. Компании потеряют свои доходы от лизинга, если России придется вернуть их самолеты», – говорит Гусаров. Лизингодатели перестанут получать ежемесячные платежи от наших перевозчиков.

«Если России придется вернуть самолеты лизингодателям, то рухнет не только европейский, но и весь мировой вторичный рынок самолетов. Потому что в условиях пандемии и так никто не берет новые самолеты. Авиаперевозки в мире катастрофически снизились. А здесь на рынке появится такое огромное количество относительно новых самолетов. Куда их девать? Они вынуждены будут продать их хотя бы за полцены.

Сначала обрушатся цены на лайнеры на вторичном рынке, а затем обвалится и производство новых самолетов Airbus и Boeing, если США присоединятся к санкциям. Зачем покупать новые лайнеры, если на вторичном рынке есть такое количество дешевых самолетов? Корпорациям Boeing и Airbus можно год не выпускать эти самолеты», – рассуждает Роман Гусаров. Для них это может вылиться в увольнения и сокращения производства.

Если США не присоединятся к европейским санкциям, то Россия может заменить европейские лайнеры на самолеты Boeing.

«Если и ЕС и США заставят наших перевозчиков вернуть их самолеты, то это приведет к параличу авиаотрасли. Для нас это будет труднорешаемая задача. У России есть свои небольшие региональные самолеты, но самый большой из магистральных – это SSJ-100. Если перекроют доступ к запчастям, то и SSJ придется приземлить»,

– говорит Гусаров.

По его словам, в российском самолете МС-21, который мог бы заместить европейские и американские лайнеры, разработки и системы уже отечественного производства (в отличие от SSJ), хотя остаются некоторые импортные детали (но заменяемые). Однако Россия еще не успела запустить этот лайнер в серийное производство. И даже после его старта сразу начать производить десятки лайнеров не получится. Объемы производства растут постепенно. «Создание самолета и разворачивание серийного производства – это очень длинный период. И мы его еще не прошли до конца. Даже если в этом году начнем собирать МС-21, то это будет четыре самолета. В следующем при всем ускорении это будет максимум 10 лайнеров. Этим никак не заменить 400, а то и 800 выпавших импортных самолетов», – говорит авиационный эксперт.

В самом худшем сценарии, если Россия останется вообще без авиационного сообщения на всей огромной территории, то Запад ударит в первую очередь по простым гражданам. Это грозит не только невозможностью свободного передвижения россиян внутри страны по воздуху (железная дорога и автотранспорт никуда не денутся), но и невозможностью быстрой доставки грузов. Прерывание логистических цепочек сильно бьет по всем экономическим процессам. В этом смог убедиться весь мир благодаря пандемии и локдаунам. Это сулит удорожанием грузовых перевозок, дефицитом вагонов и грузовиков, а также удорожанием далее по цепочке всех товаров и услуг, в том числе продовольствия. 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Российские военные нанесли удар по отелям с наемниками в Николаеве
Темы дня

Днепровская флотилия получит поддержку с воздуха

На юге России продолжается процесс укрепления водных рубежей. Днепровская военная флотилия получит десантно-штурмовые вертолеты, батальон морской пехоты и береговой ракетный дивизион. Эксперты отмечают, что данные изменения позволят нарастить не только оборонительный потенциал флотилии, но и наступательный. Какие именно преимущества получат ВС России в южных районах Днепра?

Как Россия освобождала Италию «от безбожников и французов»

Ровно 225 лет назад, 28 апреля 1799 года случилась одна из самых ярких побед русского оружия. Александр Суворов разгромил французскую армию под началом одного из лучших военачальников этой страны – генерала Жана-Виктора Моро. Россия тем самым вновь показала, что может освобождать от вражеской оккупации не только себя, но и европейских союзников.

Военкор: Выставка трофейной техники в Москве нервирует НАТО

СМИ: Германия яростно мешает изъятию российских активов

Сырский признал отступление ВСУ из трех населенных пунктов в Донбассе

Новости

Адмирал США обвинил Китай в использовании стратегии «лягушка в кипятке»

Китай наращивает силы в Индо-Тихоокеанском регионе, но действует постепенно, согласно стратегии «лягушки в кипятке», заявил глава Индо-Тихоокеанского командования США (USPACOM), адмирал Джон Акилино, пишет The Financial Times.

Полянский пригрозил Литве «жалостным нытьем» из-за Крымского моста

Заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский осудил угрозы в адрес Крымского моста, прозвучавшие со стороны экс-главы МИД Литвы, который сейчас является послом этой страны в Швеции, Линаса Линкявичюса.

На Украине умер преследуемый Зеленским историк Толочко

Сторонник единства трех славянских народов, украинский историк, академик Петр Толочко умер на 87-м году жизни в больнице под Киевом, рассказал источник в окружении ученого.

В Казахстане прокомментировали данные о передаче самолетов для нужд ВСУ

Казахстанская компания «Казспецэкспорт» не продавала 117 списанных военных самолетов Украине, следует из сообщения фирмы.

Член сборной Украины по рукопашному бою сбежал в Россию (видео)

Член сборной Украины по армейскому рукопашному бою Сергей Кузнецов сбежал с чемпионата Европы в Польше и транзитом через Чехию добрался до России.

В Тбилиси потребовали от Вашингтона пересмотреть отношения

Грузино-американские отношения нуждаются в перезагрузке, заявил в воскресенье председатель парламентского большинства правящей «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе.

В Британии разработали план по смещению Риши Сунака

Депутаты Консервативной партии Великобритании разработали план по дестабилизации обстановки в стране, которая может привести к смещению британского премьер-министра Риши Сунака, сообщает The Finanical Times.

Посол Армении в ЕС назвал самоубийством подрыв интересов России на Кавказе

Армения и России исторически тесно связаны, попытки подорвать российские интересы в регионе станут самоубийственным шагом для Еревана, заявил посол Армении в Евросоюзе Тигран Балаян в интервью изданию Politico.

Боррель: Европейцы не пойдут умирать за Донбасс

Европейцы не пойдут умирать за Донбасс, но помогут украинцам перестать умирать за Донбасс, будут поддерживать Киев до окончания военных действий, которое наступит не скоро, заявил глава евродипломатии Жозеп Боррель на сессии Всемирного экономического форума в Эр-Рияде.

Песков назвал участь Зеленского предрешенной

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что участь президента Украины Владимира Зеленского предрешена.

Поддержавшему ВСУ студенту МГУ сократили срок пребывания в России

Украинский студент МГУ, арестованный в столице за попытки собрать средства для ВСУ и публикации постов с призывами ударов по Москве, получил уведомление о сокращении срока пребывания в России.

Опубликованы кадры эвакуации трофейного танка Abrams из зоны СВО

Журналист Владимир Соловьев показал видеокадры того, как подбитый американский танк Abrams впервые эвакуируют из зоны спецоперации.
Мнения

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?