Запрет авиасообщения с Турцией до 1 июня затронет 533 тыс. россиян. Они забронировали туры на период ограничения полетов на 32 млрд рублей, посчитали в Ассоциации туроператоров России (АТОР).
Закрытие Турции для российских туристов совпало с переговорами президентов Украины и Турции. Это стало поводом для политических спекуляций – мол, так Россия наказывает Анкару. Однако неделю назад полеты в Турцию прикрыли Китай и Германия, которых сложно заподозрить в политическом характере решения. Пандемическая ситуация в Турции, по официальной статистике, действительно выглядит пугающей. Суточный прирост случаев COVID в Турции вновь бьет рекорды: во вторник выявлено 59 тыс. заболевших. Осложняет ситуацию в стране и тот факт, что Стамбул является одним из крупнейших открытых транзитных хабов, через который летают люди со всего мира.
Некоторые туроператоры уже начали пугать, что закрытие Турции приведет к росту цен на отели на российских морских курортах – в Крыму и Краснодарском крае. Из-за избыточного ажиотажа и роста спроса российские отельеры начнут накручивать цены, считает гендиректор туроператора Артур Мурадян, передает РИА «Новости».
На самом деле спрос на российские курорты обещал быть в этом году рекордным и без закрытия Турции. Это стало понятно еще до того, как 19 марта запустили третий этап программы возврата кешбэка при покупке тура по России.
«Мы анализируем такой показатель, как количество запросов в «Яндексе» на отдых. И еще в феврале запросы на Крым увеличились в два раза. Отельеры увидели этот спрос и начали движение цен. Немногочисленные отели 4–5 звезд выросли в цене на 15–17%, а «двушки» и «трешки» – на 4–5%. Чем дороже отель, тем больше у него наглости поднимать цены. Но некоторые отели вообще не стали двигать цены. Пока из-за отмены Турции ценовых изменений не произошло», – говорит гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
И дальнейшего удорожания гостиниц на российских морских курортах из-за Турции он не ждет. Во-первых, туристы не игроки на бирже и не могут за три минуты завершить одну сделку – по Турции – и реализовать другую. Как минимум нужно обсудить изменение семейных планов на отдых, говорит он.
Во-вторых, надо еще извлечь деньги из этой «инвестиции» в отдых. «Для многих это даже не «живые» деньги, а перенос оплаченных туров с 2020 года. И они опять оказались в ситуации, когда не могут получить деньги. Возможно, что будет принято новое постановление – аналог постановления № 1073 про перенос обязательств», – не исключает Ромашкин.
В прошлом году власти разрешили авиакомпаниям и туроператорам вместо «живых» денег выдавать ваучеры на ту же сумму для туров. Это позволило многим туроператорам и авиакомпаниям пережить прошлый год. Собственно, многие как раз и хотели использовать прошлогодний ваучер этой весной.
Поэтому из того полумиллиона туристов, которые не смогут отдохнуть в этом апреле и мае в Турции, у многих на руках не будет наличных денег для покупки новых туров, например в тот же Крым или Сочи. Да и на российских курортах море в мае совсем другое, чем в Турции, где уже можно купаться и пляжный сезон открыт. Согласятся ли они на такой морской отдых?
«Скорее всего, туристы, которые не попадут в Турцию весной, будут стараться перенести свой отдых с мая на июнь без изменения направления»,
– считает Ромашкин. Поэтому рост цен скорее будет на турецком рынке, когда его откроют для туристов.
Стоит понимать, что пока речь идет о небольшом объеме туристов как в масштабе самой Турции, так и в масштабе российских морских курортов. В Турции в 2019 году отдохнуло 7 млн россиян, и в этом году могло бы быть столько же. Крым принял в 2019 году 6,5 млн гостей, а Краснодарский край – 16 млн туристов. Даже если половина этих 500 тыс. туристов ринется отдыхать в Крым и Сочи, там их даже не заметят, считает Ромашкин.
По его прогнозу, в этом году Крым может принять на 1–1,5 млн человек больше, чем в 2019 году – до 8 млн человек, а Краснодарский край – на 1–2 млн больше, 17–18 млн туристов.
Но если Турция так и не откроется 1 июня и летний отдых будет сорван из-за пандемии, то это будет очередное финансовое потрясение для туриндустрии, которое осложнит финансовое положение всех игроков на этом рынке.
Российские курорты лоббировать такой поворот точно не будут. Им это ни к чему. Более того, туристы, которые будут ждать турецкого отдыха, потом могут просто не успеть переориентироваться на российские курорты. Ромашкин говорит, что 1 июня, когда станет понятно, откроется Турция для российских туристов или нет, все продажи туров по Крыму и Краснодарскому краю, скорее всего, закончатся. Темпы продаж сейчас идут минимум на месяц быстрее, чем обычно. К 1 июня туристам уже нечего будет выбирать – российские курорты будут полностью распроданы. А продать больше, чем есть номеров в отелях, невозможно.
«Мы уверены, что оба российских курорта покажут рекордное значение по количеству туристов. Однако увеличить поток в два раза им не под силу. У них просто нет такого количества номеров. Для Крыма рост на 15%, до 8 млн туристов – это сейчас предел.
Для Краснодарского края рост числа туристов на 10–15% – тоже предел. По деньгам оба курорта могут вырасти больше. Если поток туристов вырастет на 10% плюс цены вырастут на 10%, то выручка увеличится на 20%», – говорит Сергей Ромашкин.
Из зарубежных направлений заменить Турцию по ценам и по формату отдыха способен только Египет, однако эта страна по-прежнему закрыта для официального туризма. Редкие туристы, конечно, летают в Египет через Каир с пересадкой, как правило, в Стамбуле, однако самостоятельный отдых дороже, чем в рамках турпродукта с чартерными перелетами.
Правда, министр иностранных дел России Сергей Лавров надеется, что чартерные рейсы из России на египетские курорты Шарм-эш-Шейх и Хургада возобновятся уже в ближайшее время. В этом случае Египет мог бы даже предложить еще более дешевый отдых, чем Турция после долгого простоя, не исключает Ромашкин. В Space Travel считают, что в случае появления чартеров цена на перевозку в Египет в рамках пакетных туров по сравнению с регулярной перевозкой может опуститься до 70%. Однако решения по Египту пока нет.
Другой реальной замены Турции за рубежом нет. Открытых направлений не так много, а по цене с турками никто не может сравниться. Мальдивы, Сейшелы, ОАЭ и другие подобные слишком дороги для массового туризма, в том числе из-за долгого и недешевого авиаперелета.
Открывшийся недавно Кипр, объявивший о допуске российских туристов Израиль и заинтересованная пустить их Греция всегда проигрывали и продолжают проигрывать Турции по цене.
«Эти курорты всегда были дороже на 20–25%, чем отдых в Турции. А за год у людей с деньгами лучше не стало. Плюс еще и курс евро вырос на 15–30%.
Поэтому только за счет курсовых изменений туристы будут доплачивать 30% за отдых на Кипре, в Израиле и Греции по сравнению с прошлым годом», – говорит Ромашкин.
Между тем Aviasales фиксирует рост поисковых запросов на авиабилеты в Иорданию – на 129%. Авиасообщение со страной Россия не восстанавливала, но для туристов Иордания открыта. Рейсы Москва – Акаба доступны только с пересадками, от 26 тыс. рублей в одну сторону. На втором месте в поисковике – авиабилеты в Тунис и Египет. Билеты в эти страны стали искать чаще на 100%. Эти направления отдыха тоже открыты в одностороннем порядке, купить тур у операторов нельзя, прямых рейсов нет. В Тунисе еще придется по прилете отсидеть два дня на карантине. Билеты из Москвы в Тунис с пересадками в Дохе или Дубае стоят от 40 тыс. рублей, в Каир – от 18 тыс. рублей. Вырос спрос и на билеты на Кипр и в ОАЭ – на 80–90%. Это открытые направления, имеются прямые перелеты. На Кипр билет будет стоить от 35 тыс. рублей, а в ОАЭ – от 23 тыс. рублей. Причем есть даже прямые рейсы из Грозного. В поисковике российские туристы также смотрят билеты в Грузию, Сербию, Хорватию, Марокко, ЮАР, Черногорию и т. д.
Любопытно, что многие все равно хотят попасть в Турцию, причем через Белоруссию. Чаще стали искать билеты с вылетами из Минска в Анталью и Стамбул. Хотя такой перелет вряд ли можно назвать бюджетным. Прямой перелет из Минска в Анталью у Belavia стоят от 34,9 тыс. в одну сторону, еще минимум 11,2 тыс. придется заплатить за билет до Минска из Москвы.