Экономика

30 сентября 2019, 20:30

Российскую авиацию выманивают из-за границы

Фото: Roosevelt Cassio/Reuters

Президент подписал закон, который облегчает налоговое бремя, с одной стороны, российским авиакомпаниям, а с другой – российской авиационной промышленности. Речь идет об обнулении НДС при ввозе импортных самолетов, а также двигателей и комплектующих для них. Эксперты считают принятые меры поддержки правильными, но отмечают: не все цели, заложенные при принятии этого решения, будут легко достигнуты.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, который облегчает налоговое бремя российским авиакомпаниям и авиационной промышленности. 

Во-первых, с 2020 года освобождается от НДС ввоз в Россию гражданских самолетов при условии их перерегистрации в российском реестре. Причем на три года, то есть до 1 января 2023-го, предоставляется поблажка – регистрация в российском реестре самолета или вертолета не является обязательным условиям для освобождения от НДС. Во-вторых, от НДС освобождается импорт авиадвигателей, запчастей и комплектующих для строительства, ремонта или модернизации гражданских самолетов в России.

В первом случае поблажка делается для российских авиакомпаний. И здесь возникает вопрос – почему вообще самолеты, которые эксплуатируются российскими перевозчиками, зарегистрированы за границей и удастся ли заставить их перейти в российскую юрисдикцию? Во втором случае при отмене НДС на импорт комплектующих облегчается налоговое бремя для отечественной авиапромышленности. И здесь возникает другой вопрос – не создается ли дискриминация в отношении отечественных двигателей и комплектующих, при продаже которых сохраняется НДС?

Отмена НДС при ввозе самолетов в России поддержит российских перевозчиков. Надо сказать, что с 2010 года они и так не платят НДС. Однако это была временная мера, действие которой закачивается в декабре. Перевозчики переживали, что с 2020 года придется платить НДС, а это плюс 20% к стоимости самолета. Если самолет стоит, например, 60 млн долларов, то сверх этого над оплатить еще 12 млн долларов.

Это просто неподъемные расходы для российских перевозчиков, которые могли бы вылиться в удорожание авиабилетов и привести к падению объемов авиаперевозок. Или российским авиакомпаниям пришлось бы затормозить обновление авиапарка.

«Моя версия – это поддержка авиакомпаний на фоне налогового маневра и роста цен на топливо. Государство получает куда больший доход от НДПИ», – предполагает Роман Гусаров, директор отраслевого портала «Авиа.ру».

В России сложилась уникальная ситуация: 95% всех иностранных судов, на которых летают российские авиакомпании, зарегистрированы за границей – чаще всего в Ирландии или на Бермудских островах. «Это не вполне естественно, когда эксплуатируемые в России воздушные суда зарегистрированы в иностранных юрисдикциях», – говорит эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев.

«Такая уникальная ситуация сложилась в перестроечный период, когда мы переходили с советской техники на западную, когда у нас еще толком не было нормальной структуры и правового законодательства. Для переходного периода это было нормально, мы получили доступ к иностранной технике в тех условиях. Но сейчас, думаю, мы вполне доросли до того, чтобы иметь полноценный реестр гражданских воздушных судов РФ», – говорит Роман Гусаров.

Правительство хочет исправить эту ситуацию. Там считают, что регистрация самолетов в российском реестре позволит Росавиации контролировать техническое соответствие, качество техобслуживания, поддержание летной годности бортов, что сейчас лежит на стране регистрации судна.

Есть и финансовая сторона медали. Через иностранные юрисдикции проходят лизинговые платежи за самолеты, а это миллиарды долларов. «Кроме прочего, регистрация в российском реестре позволит получать в региональные бюджеты по месту нахождения авиакомпаний налоги на имущество. Кстати, довольно дорогое. Хотя налог на движимое имущество организаций отменен, воздушные суда к нему не относятся и облагаются как недвижимое имущество», – отмечает Калачев.

Почему России необходим собственный реестр с зарегистрированными гражданскими самолетами?

«С одной стороны, Россию критикуют за то, что надзор за техникой осуществляется ненадлежащим образом. Каждое происшествие сказывается на имидже России. Но, с другой стороны, мы не можем осуществить надзор, потому что самолеты находятся под надзором Бермуд. Это ненормальная ситуация, и самолеты надо переводить в российскую юрисдикцию. Только после этого мы сможем доказать, что у нас есть нормальный надзор и контроль и нам можно доверять. Но это никак не улучшит нашу правовую систему, к которой Запад относится с недоверием», – рассуждает Роман Гусаров.

Вот только одна отмена НДС, по его мнению, вряд ли приведет к массовой регистрации самолетов в российской юрисдикции. «Регистрация за рубежом – это не прихоть наших авиакомпаний, это условие западных лизингодателей. Во-первых, владельцы самолетов, то есть иностранные компании-лизингодатели, не доверяют нашей системе надзора за техникой. Во-вторых, им непонятна наша правовая система. Они считают, что она не гарантирует сохранение прав собственника. Поэтому они стараются зарегистрировать самолет, например, в британской юрисдикции, где понятная судебная система, построенная на прецедентном праве», – говорит Гусаров.

Есть и финансовая причина. После того, как российские авиакомпании арендовали (взяли в лизинг) самолет, например, на семь лет, лайнер отдается обратно иностранному владельцу и отправляется на вторичный рынок.

«В мире доверие к самолетам, которые летали в России, невысокое, потому что считается, что мы здесь самолеты «насилуем», что у нас климат тяжелый, что наши аэродромы и взлетно-посадочные полосы не такие идеальные. Самолет, который летал в России, потом сложнее пристроить, надо давать скидку. Поэтому иностранные владельцы стараются не оставлять явных следов, что самолет летал в России и находился в российском реестре», – поясняет Гусаров.

В итоге принимать решение о перерегистрации самолетов в российский реестр будет иностранный владелец. А он может в обмен поднять ставки лизинговых и страховых платежей для наших перевозчиков, не исключает собеседник. «Обязательная регистрация в российском реестре может увеличить стоимость лизинга для российских эксплуатантов», – согласен Калачев.

А вот обнуление НДС при ввозе импортных авиадвигателей и комплектующих, без сомнения, поддержит отечественных авиапроизводителей. Это удешевляет расходы отечественной авиапромышленности при разработке и производстве отечественных самолетов, в том числе при производстве Sukhoi SuperJet 100 и создании новейшего лайнера МС-21. Доля импортных комплектующих в SSJ 100 составляет 70%, а в МС-21 – около 40%. Более того, МС-21 предлагается покупателям с возможностью установки как иностранного (Pratt&Whitney), так и российского двигателя (ПД-14) на выбор. «Снятие НДС на детали, двигатели и комплектующие позволит сэкономить в сборке собственных самолетов, а также сделает более выгодным создание на базе авиазаводов технических центров иностранных лайнеров в России», – считает Калачев.

В этом свете возникает вопрос о дискриминации отечественных двигателей и комплектующих при сохранении НДС при их продаже. Однако российское правительство заранее уравняло позиции импортных и отечественных запчастей для авиационной промышленности. «Очевидно, что мы не можем дискриминировать собственное производство самолетов. Поэтому законопроектом одновременно предлагается облагать по нулевой ставке НДС реализацию гражданских самолетов, зарегистрированных в российском реестре воздушных судов, услуги по строительству таких самолетов, передачу по договорам лизинга таких самолетов, а также (как и при ввозе) реализацию авиационных двигателей и запчастей, используемых при строительстве и ремонте, модернизации таких самолетов», – говорил замминистра финансов Илья Трунин.

«В интересах министерства промышленности РФ – сохранить конкурентоспособность отечественной техники, и даже более того, повысить ее привлекательность за счет обнуления НДС. Это и происходит сейчас», – говорит главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Силы ПВО сбили 121 украинский беспилотник за ночь
Темы дня

Суд в Донецке определит ключевых военных преступников Украины

Политическое и военное руководство Украины обвинили в геноциде мирного населения Донбасса. В опубликованном Генпрокуратурой РФ списке фигурируют бывший президент, экс-министры, действующие командующие и высокопоставленные чиновники. По мнению экспертов, это создает правовую основу для будущего суда и может сыграть важную роль в переговорном процессе.

Назначение уроженца СССР предрекает «Моссаду» тяжелые времена

Внешняя разведка Израиля («Моссад») получит нового руководителя – им станет уроженец Белорусской ССР Роман Гофман. Почему в Израиле его считают героем, какую роль отводит новому главе разведки политическое руководство Израиля – и почему само это назначение несет «Моссаду» мало хорошего?

Экс-глава МИД Украины Кулеба попал на видео со странно танцующей подругой

Макрон заявил о «козырях» Европы по конфликту на Украине

Директор Долиной рассказал о размере гонораров певицы после скандала с квартирой

Новости

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год

Президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам подробно обозначил ключевые направления работы правительства на 2026 год.

Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии

Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии.

Зеленский назвал кандидатов на пост главы своего офиса

Глава киевского режима Владимир Зеленский впервые озвучил список кандидатов на должность главы своего офиса, куда вошли в том числе министр обороны Денис Шмыгаль, министр цифровой трансформации Михаил Федоров, а также глава ГУР Кирилл Буданов (внесен в список экстремистов и террористов в России).

Новак: В России усилят ответственность за нелегальные кредиты

Зампред правительства Александр Новак анонсировал введение строгих мер против нелегальных кредиторов и криптомайнеров. Об этом он заявил на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.

Глава МИД Польши созвал экстренное совещание совета стран Балтийского моря

Глава польского МИД Радослав Сикорский созвал экстренное онлайн-совещание Совета государств Балтийского моря.

Мерц и Макрон назвали «решающими» ближайшие дни для Украины

Канцлер Германии Фридрих Мерц и президент Франции Эммануэль Макрон объявили Владимиру Зеленскому о наступлении решающих дней для завершения конфликта на Украине.

Госдума назвала дату рассмотрения закона о православных крестах на гербе России

Государственная дума во вторник даст предварительную оценку поправкам, предлагающим официально внести православные кресты в описание герба Российской Федерации, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Военкор сообщил о сбитом украинском Су-27 на Запорожском направлении

Украинский истребитель Су-27 под управлением подполковника ВСУ Евгения Иванова был уничтожен ВС России, сообщил военкор Евгений Поддубный.

Суд вернул Туапсинский морской порт государству

Государству по решению арбитражного суда Краснодарского края вернули три гектара земли и стратегическую инфраструктуру Туапсинского морского коммерческого порта, сделка 1996 года признана незаконной из-за фиктивного долга.

Суд приговорил грузчика из «Пятерочка», оправдывавшего террористов ради рекламы

Уроженец Чечни Мансур Хаджиев получил три года шесть месяцев колонии общего режима за публичные оправдания действий Хаттаба, Дудаева и Масхадова ради раскрутки Telegram-канала.

Кот Ларри сбежал из офиса Стармера после приезда Зеленского

Кот-мышелов Ларри не стал сопровождать главу британского правительства Кира Стармера и главу киевского режима Владимира Зеленского в резиденцию на Даунинг-стрит, сообщает The Guardian.

Путин обновил состав СПЧ

Президент России Владимир Путин подписал указ о ротации состава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
Мнения

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

Игорь Горбунов: Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов