Несмотря на сложные природные условия, уникальность инженерной конструкции, сжатые сроки и украинские провокации, Крымский мост будет открыт со значительным опережением графика. Правда, только для автомобилистов. Уже в мае 2018 года (то есть к открытию предстоящего туристического сезона) автодорожная часть моста откроется для легкового транспорта и пассажирских автобусов. Изначально открытие движения планировалось только в конце этого года.
Решение о поэтапном открытии автодороги (сначала легковое движение, затем прочее) объясняется тем, что автоподходы к мосту еще не построены полностью. Власти хотят минимизировать возможные пробки. По плану в мае будет обеспечен сквозной проезд на 40-километровом автоподходе со стороны таманского берега (от федеральной трассы А-290 до Крымского моста). Правда, транспортные развязки с местной дорожной сетью еще не будут функционировать.
На крымской стороне к маю будет готов автоподход от Крымского моста до развязки с трассой «Таврида». Далее движение будет идти по двум полосам существующей дороги Керчь – Симферополь. К сожалению, две новые полосы «Тавриды» до Симферополя и автоподходы в полном объеме будут введены только к концу 2018 года. Тогда будет открыт доступ к Крымскому мосту для грузового транспорта. Строительство же железнодорожной части моста должны закончить к декабрю 2019-го.
Более ранний ввод автомобильной части дороги по мосту для легковых машин, конечно, связан с желанием властей поддержать туристическую отрасль. В прошлом году 43% туристов прибыло в Крым по воздуху, столько же – на собственном автомобиле через паромную переправу. «Крым создал интересное явление для российского туризма – это единственный курорт, где каждый второй отдыхающий приезжает на собственном автомобиле», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокера».
«Для путешествующих в Крым на своей машине автодорога на полуостров поможет сэкономить 2–3 часа времени по сравнению с паромной переправой. Хотя переправа стала работать намного оперативней и ужасных историй, как мы слышали в 2014 году, давно нет. У нас в прошлом году были туристы, которые в течение получаса вставали на паром и переплывали Керченский пролив, и для них это был дополнительный отдых, новые морские виды, микропутешествие», – рассказывает гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Однако отпуск могут омрачить нерешенные до конца транспортные проблемы в самом Крыму. «Паромы работают в прерывистом режиме – загружают машины партиями. И мы боимся, что если мост будет непрерывно подгружать машины, то пробки в Крыму могут даже увеличиться», – предупреждает гендиректор туроператора «Дельфин». «Автотрасса «Таврида» готова лишь на 26%, а значит, автолюбителям не миновать пробок на маршруте до заветных курортных зон», – считает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
Впрочем, взрывного роста турпотока благодаря открытию моста для легковушек никто не ждет. «Мы рассчитываем на другое – что такая достопримечательность, как самый длинный мост в России, вызовет интерес ряда туристов сам по себе. Туристы захотят проехаться по нему, посмотреть, сделать селфи, а посещение Крыма станет приятной вишенкой на торте», – считает Ромашкин.
И все же сам по себе мост вряд ли будет основополагающим при выборе места отдыха. Главными все-таки являются экономические факторы. И в этом году для туристов есть хорошая новость. «Впервые за последние 10 лет Крым подешевел в среднем на 4–5%. Средний чек по всем курортам и отелям полуострова снизился с 2400 рублей до 2250–2300 рублей в сутки. Это не колоссальная экономия для туриста – 1000 рублей за десять дней – но это первый год, когда мы можем сказать: «Приезжайте, стало чуть-чуть дешевле». И мы надеемся, что даже небольшое изменение цен позитивно скажется на турпотоке», – говорит Ромашкин.
В комитете крымского парламента по санаторно-курортному комплексу и туризму ждут в новом сезоне 5,5 млн туристов (плюс-минус 200 тыс.) по сравнению с 5,2 млн в 2017-м и 5,57 млн человек в 2016 году. Оценки властей Крыма – рост турпотока на 5% в этом году – реалистичны, согласен Ромашкин.
«Даже несмотря на укрепление рубля, открытие Египта и стабильный спрос на Турцию, турпоток в Крым вряд ли в этом году снизится: реальные располагаемые доходы населения снижаются, плюс стабильный спрос формируется со стороны обширной социальной группы «невыездных» россиян – госслужащих, сотрудников силовых структур и т.д.», – полагает Яковенко. Он не исключает роста до 6–6,3 млн туристов в этом году, а эффект от открытия прямого дорожного сообщения оценивает в дополнительные 15–18% к доходам от туризма для республиканского бюджета.
Однако Ромашкин считает, что более важным событием для туризма должно стать открытие в декабре 2019 года железнодорожной части моста. «В сезоне 2020 года мы ждем второй волны роста интереса к отдыху в Крыму. В украинские времена в 60–70% процентов случаев на полуостров приезжали поездом. Один из чиновников РЖД отчитывался, что в 2013 году они имели летом 60 пар поездов на этом направлении, перевозили по 30–50 тыс. человек в сутки – это колоссальный объем. В 2014 году люди были вынуждены пересесть кто на самолет, кто на личные автомобили. Поэтому есть надежда, что историческая память туристов сработает. К тому же маршрутная сеть РЖД в разы превышает аэропортовую географию и позволяет уехать в Крым почти из любого города России», – рассуждает собеседник.
По его мнению, железная дорога является более важным фактором для туризма в Крыму, чем новый аэропорт в Симферополе, строительство которого заканчивается.
В целом для экономики полуострова значимым событием станет открытие движения по мосту грузового транспорта. Сегодня стоимость доставки товаров с полуострова в Россию высокая. «С запуском движения большегрузов по мосту транспортные расходы ретейлеров снизятся. В теории это должно привести цены в равновесие с общероссийскими», – говорит Кирилл Яковенко. С другой стороны, снизятся расходы также местных производителей на доставку продукции в материковую Россию.
«Положительный эффект для экономики региона можно оценить в пределах 15% роста ВРП в течение первых 1,5–2 лет после открытия сообщения для грузового транспорта»,
– говорит Яковенко.
Собственно, уже само строительство Крымского моста помогает экономике региона. Предприятия Крыма активно привлекаются к работе над мостом. По данным на 2017 год, на них уже разместили заказов на 3,15 млрд рублей, а региональный бюджет получил сотни миллионов налоговых отчислений. В 2017 году доходы бюджета Республики Крым выросли почти на четверть – до 47 млрд рублей. Неудивительно, что на фоне роста инвестиций и реализации инфраструктурных проектов (в том числе строительство ТЭС) экономика полуострова показала в прошлом году 10-процентный рост. Это в разы выше, чем в среднем по России.