После того как правительство России объявило курс на дедолларизацию российской экономики, экономисты принялись одну за другой генерировать идеи, как это можно осуществить. Недавно бывший министр энергетики, а ныне глава корпорации «Энергия» Игорь Юсуфов предложил России вместе с ОПЕК для расчетов на нефтяном рынке создать вместо доллара специальную криптовалюту, обеспеченную газом, нефтью и другими энергоресурсами. Газета ВЗГЛЯД подробно писала, насколько это реальная альтернатива нефтедолларам.
Председатель Евразийского банка развития Андрей Бельянинов пошел дальше и предложил странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) создать свою Бреттон-Вудскую систему и сделать рубль расчетной единицей, обеспеченной золотом. В ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. «У нас все основания есть сделать рубль расчетной единицей. Я председатель Евразийского банка развития, созданного шестью странами (плюс Таджикистан – прим. ВЗГЛЯД), и таких банков развития в распоряжении России четыре. Просто многие об этом забыли. Это уникальные инструменты, которые нужно активно использовать в это смутное время», – заявил Бельянинов на конференции «Плехановский форум: Актуальный диалог».
Бреттон-Вудская система, созданная в 1944 году, пришла на смену золотому стандарту после Второй мировой войны. США, мало пострадавшие в той страшной войне, воспользовались ситуацией и своей выигрышной позицией. Американский доллар привязали к золоту по фиксированной цене 35 долларов за унцию, а другие крупнейшие валюты мира привязали к доллару. И эта система неплохо поработала на США в период послевоенного восстановления экономик нынешних стран G7. Главным помощником в их восстановлении стали США со своими «золотыми» долларами, которые они печатали и щедро раздавали Европе и Японии миллиардами. Помощь, конечно, была не безвозмездной, взамен США получали все что хотели для своей экономики и торговли, все больше и больше привязывая другие экономики к доллару и США.
Такая система просуществовала целых три десятилетия, пока европейские страны не восстановились и не стали желать избавиться от столь сильной зависимости от Америки и наконец иметь собственные эмиссионные центры. Причем когда в 1974 году Бреттон-Вудская система рухнула, по идее это должно было означать дефолт и гибель американской валюты. Однако по факту рынок воспринял это не как проигрыш, а как избавление от ненужного балласта в виде привязки к золоту. Доллар уже оккупировал мировую торговлю, завоевал доверие и мог существовать без золотого обеспечения.
Собственно, что-то такое предлагает, судя по всему, проделать рублю и глава Евразийского банка развития. «Мы сейчас нуждаемся в том, чтобы сделать свой Бреттон-Вудс по отношению к рублю. Золота в наших странах достаточно, в Белоруссии не очень много, но мы с ними поделимся. И мы сделаем серьезную мировую расчетную единицу, мировую валюту, с которой будут считаться», – заявил Бельянинов.
«Мы, по-моему, стесняемся сами себя, нужно сказать: уважаемые господа, рубль состоялся как платежная единица, приходите к нам, мы вам обеспечим своевременность расчетов и хорошее качество»,
– говорит он. «Объективно он уже пришел к этому – все просят рубль. Я это говорю как практикующий банкир. Почему? Все это связано с валютным риском, волатильностью. Спасибо Трампу, боимся скачков доллара и евро», – добавил Бельянинов.
Трамп действительно действует против доллара, так как его политике протекционизма нужна слабая, а не сильная американская валюта. Так можно сделать внутреннее производство более конкурентным и так американская экспортная продукция сможет выигрывать у конкурентов. Недаром в борьбе с США Китай отвечает девальвацией юаня. Однако политика ФРС США по ужесточению монетарной политики идет вразрез с желанием Трампа, поэтому он регулятора постоянно критикует, и заодно обвиняет в валютных войнах Китай, а от России с ОПЕК требует более дешевой нефти. Потому что тогда цены на бензин внутри США снизятся, и это будет серьезным подспорьем для американского производства.
Что же касается идеи сделать рубль, обеспеченный золотом, то она выглядит больше утопической, чем реальной, считают эксперты.
«Сравнивать США тех лет и Россию сегодняшнюю не актуально. Уже на тот момент Штаты имели серьезное влияние в мире и самую развитую финансовую систему. А также имели достаточно инструментов для лоббирования своих интересов. Россия же находится в некой изоляции, ее экономика слаба, а финансовая система слаборазвита. Поэтому предложить всему миру супервалюту сегодня мы не можем», – считает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева.
США тогда воспользовалось слабостью Европы и Японии после Второй мировой войны. Россия же сегодня находится в состоянии санкционной войны, затеянной США против нее.
Кроме того, для возврата к золотому стандарту необходимы огромные запасы золота. США в 1945 году аккумулировали порядка 17,9 тыс. тонн золота. Ни у одной страны тогда таких богатств не было. Великобритания владела 1,7 тыс. тонн золота, Франция – 1,4 тыс.
США до сих пор остаются крупнейшим держателем золота в объеме более 8 тыс. тонн. Второе место занимает Германия с запасом вдвое меньшим. Россия всего лишь на пятом месте со своими 2 тыс. тонн. У Китая, кстати, и того меньше – 1,9 тыс. тонн.
«Золотые запасы РФ не так велики и составляют всего около 80 млрд долларов. Необходимо будет согласовать этот объем с денежной массой. Вряд ли за одним рублем наша страна сможет закрепить большое количество золота. Если взять страны ЕАЭС в совокупности, то золотой запас увеличится, но и объем денежной массы, который нужно обеспечить, тоже», – считает Анна Кокорева.
«Ни одна страна мира, разве что США с их 8 тыс. тонн, не может ввести обратно золотой стандарт – слишком мало желтого металла, чтобы обеспечить размен бумажных денег на монеты или слитки. Даже всех запасов России, Белоруссии и Казахстана не хватит для того, чтобы сделать рубль «золотым» или хотя бы биметаллическим, то есть на основе золота и серебра. Да и современная мировая торговля слишком сложно устроена, чтобы балансирование внешнеторговых дефицитов проводилось с помощью слитков или монет», – считает экономист, вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский.
России проще пойти по пути Венесуэлы и обеспечить валюту нефтью и газом, добавляет Кокорева. «Само по себе обеспечение валюты тем или иным ресурсом не делает ее мировой. Только когда экономика страны значительно интегрирована в глобальную, возможно мировое признание ее валюты как платежного средства. Более того, эта экономика должна быть стабильной», – говорит Кокорева.
Впрочем, все это не означает, что России не надо накапливать золотые запасы. И Россия наращивает и добычу (около 300 тонн в год), и золотые запасы, отмечает Вязовский. Во-первых, объясняет он, желтый металл стабильно дорожает, и вкладывать резервы в золото – это просто выгодно. В прошлом году унция прибавила в долларовом выражении 14%, в позапрошлом – 8%. Во-вторых, рост золотых резервов и без золотого стандарта увеличивает доверие к рублю. «Если к этому добавить процесс дедолларизации, о которой уже объявлено, а также перевод торговли отечественным сырьем – нефтью, газом и металлами – в рубли, то у наших соседей по ЕАЭС есть все основания для постепенного движения к единому валютному союзу на основе рубля», – считает Вязовский.
Сделать рубль обеспеченным и вывести его на мировой уровень можно, согласна Кокорева, только начинать надо сейчас и на это уйдут годы.