ВЭФ еще предстоит проделать значительный путь к тому, чтобы стать одной из главных площадок для ежегодных встреч бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и многое на этом пути будет зависеть от того, насколько успешно будет идти реализация крупнейших российских проектов на Дальнем Востоке. Но перспективы обнадеживающие.
Смотр мегапроектов
В целом российский экспорт в прошлом году, по данным ФТС, упал на 31%, но на Дальнем Востоке зафиксировали сокращение всего на 2,2%
Главным итогом крупных деловых форумов всегда становится отчет о сумме инвестиционных контрактов, подписанных в ходе их проведения. По итогам ВЭФ-2016 ожидается заключение соглашений на общую сумму примерно в триллион рублей. Это существенно меньше, чем год назад, когда ожидаемый объем соглашений оценивался в 1,3 трлн рублей, но в итоге вышел на показатель в 1,8 трлн. Однако почти двукратная разница в пользу первого форума вряд ли может служить мерилом успешности. Прежде всего потому, что больше половины общей стоимости подписанных на первом ВЭФе соглашений пришлось всего на три проекта – строительство Амурского газоперерабатывающего завода (на тот момент он оценивался в 790,6 млрд рублей), строительство угольного морского терминала «Порт Вера» в Приморском крае (10 млрд долларов, или порядка 670 млрд рублей по тогдашнему курсу) и освоение Солнцевского угольного месторождения на Сахалине (68 млрд рублей). Эти контракты стали итогом большой предварительной работы, и было бы наивно рассчитывать, что подобные мегапроекты на Дальнем Востоке будут появляться каждый год.
Тем не менее без крупных начинаний ВЭФ-2016 не останется. В частности, на форуме будет подписано соглашение между Национальной химической группой, корейской Hyundai Engineering & Construction и японской корпорацией Mitsui о строительстве предприятия по производству минеральных удобрений под Находкой. Это проект со сложной судьбой: первоначально завод планировалось ввести в строй в 2017-м, причем позиционировался он как крупнейший в мире в своей отрасли. В дальнейшем сроки сдачи объекта были перенесены на 2019 год, а выход на проектную мощность – на 2021-й. Общий объем инвестиций в его создание в начале года оценивался в 400 млрд рублей.
По большому счету эффективность крупных деловых форумов нужно оценивать по тому, сколько подписанных контрактов в итоге превратились в реальные инвестиционные проекты. Об этом свидетельствует весь опыт аналогичных российских площадок – слишком уж много бумажных «строек века» и откровенно дутых инициатив они породили (особенно «славится» этим инвестиционный форум в Сочи, который проходит каждый год в конце сентября).
#{intervieweco}С этой точки зрения первый ВЭФ пока можно считать весьма результативным мероприятием, по крайней мере если рассматривать дальнейшую судьбу трех упомянутых дальневосточных мегапроектов. Старт строительству Амурского ГПЗ, который к 2021 году должны построить Газпром и «СИБУР», в октябре прошлого года дал лично президент Владимир Путин. В феврале руководство будущего предприятия сообщило, что на этот год объем работ оценивается в 15 млрд рублей (включая строительство железнодорожной инфраструктуры, грузового порта на реке Зее). При этом благодаря работам по локализации производства и оптимизации технологических схем инициаторам проекта удалось сэкономить примерно 100 млрд рублей.
Основным событием в деле строительства терминала «Порт Вера» во Владивостоке, который реализует компания «РТ-Глобальные ресурсы» («дочка» ГК «Ростех»), стало получение положительного заключения государственной экспертизы. Ожидается, что запуск первой очереди пропускной мощностью 10 млн тонн в год произойдет в 2018 году. Терминал будет востребован прежде всего в связи с ежегодным ростом объемов перевалки угля на Дальнем Востоке в направлении рынков Азиатско-Тихоокеанского региона.
Наконец, в ходе освоения Солнцевского угольного месторождения, которое ведет ООО «Восточная горнорудная компания», в этом году планируется добыть не менее 3,5 млн тонн угля, в последнее время сахалинские шахтеры уже несколько раз обновляли месячные рекорды выработки. В процессе реализации соглашения, подписанного на ВЭФ-2015, планируется довести объем добычи до 10 млн тонн угля в год, модернизировать угольный порт Шахтерск до объема отгрузки 10–12 млн тонн и построить конвейерную линию протяженностью около 28 км для транспортировки угля между портом и Солнцевским разрезом. На ВЭФ-2016 проект Восточной угольной компании представлен новым соглашением, подписанным 2 сентября с японской «Саджиц Корпорейшн», которая намерена инвестировать в портовое оборудование для обслуживания крупных судов типа «Панамакс», что расширит экспортные возможности для сахалинского угля на японском и корейском рынках.
Экспортный акцент
Помимо подписания соглашений, крупные деловые форумы всегда имеют широкую дискуссионную программу, и эксперты отмечают, что первый ВЭФ уже оказал довольно заметное влияние на повестку экономической политики России на Дальнем Востоке. Управляющий партнер компании «ФОК (Финансовый и организационный консалтинг)» Моисей Фурщик говорит, что за последний год произошло заметное продвижение по ряду отраслевых направлений тематики первого ВЭФа, особенно по туризму и сельскому хозяйству, а поддержка экспорта, активно обсуждавшаяся на форуме год назад, вообще оформилась в один из приоритетных проектов федерального уровня. «В какой-то степени эта тема потеснила доминировавшую ранее повестку импортозамещения, что можно оценить как явно позитивную тенденцию», – считает Фурщик.
Итоги прошлого года показали, что Дальний Восток оказался существенно более устойчив к давлению экономического кризиса на экспортеров, чем другие макрорегионы страны. В целом российский экспорт в прошлом году, по данным Федеральной таможенной службы, в стоимостном выражении упал на 31%, в то время как на Дальнем Востоке таможенные органы зафиксировали сокращение всего на 2,2%, а по ряду высокорентабельных статей экспорта наблюдался определенный рост. В частности, вывоз рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока вырос в объеме на 4,4%, а в стоимости – на 1,2% (соответственно 1,2 млн тонн и 2,2 млрд долларов). Увеличился в объеме на 9% (до 1,7 млн кубометров) и экспорт обработанных лесоматериалов, которые отправлялись главным образом в Китай.
Важнейшие государственные решения в части стимулирования дальневосточного экспорта были приняты почти одновременно с первым ВЭФом. 2 сентября прошлого года правительство РФ подписало распоряжение о создании Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, а затем, в октябре, вступил в силу закон о Свободном порте Владивосток, распространяющийся на 15 муниципальных образований Приморского края на срок 70 лет. «Считаю, что нам удалось выработать удачную и конкурентную формулу свободного порта, использовав и свой исторический опыт, и лучшие зарубежные практики, поэтому предлагаю правительству рассмотреть вопрос о распространении режима свободного порта на другие узловые гавани Дальнего Востока», – заявил в своем выступлении на ВЭФ-2015 Владимир Путин.
На это предложение президента тут же откликнулся губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, заявив о готовности региона создать аналогичный режим для своих портов (очевидно, понимая, что соседний регион получает слишком серьезное преимущество в борьбе за инвестора). В этом смысле можно утверждать, что уже первый ВЭФ выполнил одну из главных задач подобных мероприятий – стать стимулом для конкуренции между регионами. «Большинство дальневосточных регионов стараются наиболее выигрышно презентовать на форуме свои основные инициативы – в результате возникла конкуренция, которая заметно повысила качество подготовки инвестиционных проектов», – подчеркивает Фурщик.
Кроме того, по его мнению, ВЭФ стал понятной «точкой входа» для многих зарубежных инвесторов, поскольку на этой площадке в течение нескольких дней можно получить общее представление об инвестиционном потенциале Дальнего Востока, услышать мнения ключевых фигур и завязать необходимые деловые контакты.
Форум на вырост
Вместе с тем ВЭФ – это еще совсем молодое мероприятие, поэтому четкое определение его формата и позиционирование в ряду аналогичных мероприятий – вопросы будущего. Об этом свидетельствует как минимум состав иностранных делегаций первого и второго форумов: если год назад среди зарубежных гостей преобладали китайцы, то теперь большинство за представителями Японии и Южной Кореи.
Определенные вопросы у участников форума есть и к составу ключевых спикеров по заявленным темам дискуссий. Например, по словам генерального директора агентства InfraNews Алексея Безбородова, развитие транспортно-логистического комплекса (один из ключевых сегментов экономики Дальнего Востока) представлено в программе форума достаточно полно, но не всегда репрезентативно по участникам: «Участники и модератор дискуссии по свободному порту – авиаторы и экспедиторы. По теме, где заявлено все транспортное руководство портов и отрасли, модератор гладко говорит, но про работу стивидорной отрасли так ничего и не выучил. Это говорит только о том, что подход к организации форума – чиновничий».
«Конечно, форуму надо усиливать организационную составляющую – это касается и логистики, и проживания, и культурно-развлекательной программы, – соглашается Фурщик. – Кроме того, желательно сократить многократное дублирование одних и тех же выступающих на различных мероприятиях».
Но только за счет этих мер, полагает эксперт, невозможно сделать следующий рывок в развитии ВЭФа – его значимость и содержание будет определяться прежде всего местом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: «ВЭФ сможет стать действительно знаковым событием в регионе только в том случае, когда на российском Дальнем Востоке получат масштабное и реальное развитие проекты в несырьевых сферах – логистике, туризме, АПК, химии, машиностроении, информационных технологиях и так далее. Только в таком случае здесь будут присутствовать многочисленные и влиятельные зарубежные и федеральные игроки, так как освоение сырьевой базы – это удел лишь узкого круга компаний. В принципе, целый ряд шагов в этом направлении уже делается, но вряд ли масштабные результаты появятся раньше, чем через пять–-семь лет».