К 2018 году Россия будет добывать даже больше, чем во времена СССР. За три года добыча в стране вырастет до 11,65 млн баррелей в сутки, тогда как в советское время в РСФСР на пике в 1987 году она достигала лишь 11,42 млн баррелей. Таков прогноз американского банка Goldman Sachs, сообщает Bloomberg.
При текущих ценах на нефть российские нефтяники являются одними из немногих, кто в состоянии реализовывать планы роста и выплаты дивидендов
По расчетам американского банка, добыча нефти в России будет расти три года подряд. Уже в этом году среднесуточный объем российской нефтедобычи вырастет на 1,35% – до 11,21 млн баррелей (по сравнению с 11,06 млн баррелей в 2015-м). В 2017 году – до 11,41 млн баррелей, в 2018-м – до 11,65 млн баррелей. Таким образом, за три года добыча нефти в России вырастет на 5,3% или 590 тыс. баррелей в сутки.
Интересно, что еще недавно другие участники рынка пророчили России падение добычи в связи с падением стоимости нефти и нехваткой инвестиций в разработку месторождений. Так, в ноябре 2015 года Международное энергетическое агентство (МЭА) заявило, что Россию не ждет ничего хорошего на рынке нефти: ее добыча упадет с 11 млн баррелей в сутки в 2014-м до 10,5 млн баррелей в сутки к 2020 году. Главной причиной такого нерадужного прогноза эксперты МЭА назвали санкции, которые ограничили доступ российских нефтяных компаний к западному финансированию и технологиям, а также сокращение инвестиций.
Судя по всему, эксперты МЭА слишком заигрались в плохие прогнозы по России. В их докладах уже традиционно перспективы нефтяной или газовой отраслей РФ выглядят хуже, чем есть на самом деле. И они явно преувеличили влияние санкций на российскую отрасль, недооценив способности российских технических специалистов и возможности сотрудничества России с тем же Китаем и другими странами. Российская нефтяная промышленность приспособилась к новым условиям. Начала приносить плоды работа по импортозамещению технологий и поиску их в других странах. Точно так же и с источниками финансирования – западное направление меняется на азиатское.
Прогноз Goldman Sachs выглядит реалистичней и более обоснованным. Так, главным драйвером роста нефтедобычи, по мнению Goldman Sachs, станет активное освоение новых месторождений Роснефти в Восточной Сибири. Причем динамика роста производства в эти годы может оказаться еще больше, если еще две российские компании – НОВАТЭК и «Татнефть» – начнут более агрессивно наращивать добычу, считают эксперты банка.
При этом российские нефтяные компании оказались довольно стойкими к низким мировым ценам на нефть. В последнее время Brent превышала 50 долларов за баррель, хотя периодически, как и сейчас, опускается до 47 долларов за баррель, а в январе вообще торговалась даже по 27 долларов. Однако российские месторождения способны генерировать прибыль при куда более низкой стоимости нефти. Себестоимость добычи сырья в России составляет всего 10 долларов, чем не могут похвастаться многие страны, в том числе Венесуэла, Канада, США и Норвегия.
«Мы по-прежнему позитивно оцениваем российскую нефтяную отрасль. При текущих ценах на нефть российские нефтяники являются одними из немногих, кто в состоянии реализовывать планы роста и выплаты дивидендов», – заявил глава группы аналитиков Goldman Sachs Гейдар Мамедов.
Также российским нефтяникам помогало ослабление российской валюты, наблюдавшееся в первой половине года. Падение рубля не только компенсировало падение черного золота, но и обеспечивало сокращение издержек, способствуя повышению конкурентоспособности, отмечали в апреле эксперты Goldman Sachs.
Наконец, российским нефтяникам помогает особенная система налогообложения, предполагающая сокращение налоговой нагрузки со снижением цен на нефть. Это привело к тому, что при цене в 40 долларов средний свободный денежный поток у российских нефтяников составляет около 8 долларов с барреля против 6 долларов при цене нефти в 100 долларов, посчитали тогда в Goldman Sachs. Это означает, что российские нефтяные компании находятся отнюдь не в стесненных условиях для разработки новых месторождений.
То есть российские нефтяники оказались в хорошей позиции в условиях развязавшейся на фоне снижения спроса борьбы за долю рынка (затея ОПЕК). Неудивительно, что они готовы наращивать производство.
«Прогноз МЭА близок к реальности: в ближайшие два года добыча в стране действительно будет расти», – согласна замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева.
Во-первых, российские нефтегазовые компании заинтересованы в росте экспорта и увеличении прибыли, что будет стимулировать их к новой разведывательной деятельности и наращиванию производства нефти, добавляет она. Так, Роснефти необходимо заниматься увеличением добычи, чтобы обеспечить растущий спрос на топливо со стороны Китая. Уже к 2018 году компания должна будет поставлять в КНР 15 млн тонн нефти. Для этого компания уже сейчас планирует увеличить число вводимых в эксплуатацию скважин на месторождениях Юганскнефтегаза.
Деньги у российских нефтяных компаний действительно имеются. Только в 2016 году ожидается прирост инвестиций в нефтяную отрасль России на 15%. «Это позволит компаниям в условиях низких цен осваивать новые месторождения и вплотную заняться добычей трудноизвлекаемой нефти», – говорит Кокорева.
И, конечно, свой вклад вносит налоговая система в России. В частности, для ряда сложных месторождений в России предусмотрены налоговые льготы. «Снижение экспортной пошлины будет стимулировать компании больше продавать за рубеж, а значит, и больше добывать», – указывает Кокорева.
Интересно, что эксперты Goldman Sachs настроены относительно добычи российской нефти даже более оптимистично, чем российское Минэнерго. Наше ведомство более скромно и аккуратно в прогнозах: в 2016 году суточная добыча возрастет до 10,85–10,9 млн баррелей. «Однако даже в этом случае рост до 11,65 млн баррелей в сутки за 2017–2018 годы вполне возможен, ведь это всего-то рост на 7%. Фактически добыча должна прирастать в последующие два года в среднем на 2,5–3%», – уверена Анна Кокорева.
В ОПЕК, кстати, тоже ждали от России падения добычи нефти. В докладе World Oil Outlook, опубликованном в конце 2015 года, эксперты ОПЕК заявили, что страны, не входящие в картель, в среднесрочной перспективе не смогут существенно нарастить добычу нефти из-за отсутствия необходимых объемов инвестиций. То есть новые месторождения вводиться не будут, а добыча на имеющихся будет истощаться, что приведет к снижению добычи в странах, не входящих в ОПЕК. Впрочем, в отношении ряда стран их прогноз окажется точным, но вот Россия может стать в этом списке исключением.
В частности, продолжения сокращения добычи нефти аналитики Goldman Sachs ожидают в США. В 2017 году она может сократиться в среднем на 370 тыс. баррелей в день по сравнению с 2016 годом, считают они.
В этом году добыча и так падает за счет сланцевой нефти. Только в августе 2016 года ее производство упадет на 99 тыс. баррелей по сравнению с июлем – до 4,553 млн баррелей в сутки. В четвертом квартале 2016 года добыча нефти на таких сланцевых месторождениях США, как Permian, Eagle Ford, Bakken и Niobrara, упадет на 760 тыс. баррелей в день (по сравнению с тем же периодом прошлого года). И это при условии сохранения числа буровых установок на прежнем уровне. Себестоимость американской сланцевой нефти колеблется от 30 до 90 долларов за баррель в зависимости от месторождения против 10 долларов у российских нефтяников.
Россия традиционно входит в число мировых лидеров по добыче нефти. Объемы у разных участников рынка немного отличаются. Например, по данным ОПЕК, Россия в 2015 году добывала 10,11 млн баррелей в день, а по данным BP – 10,98 млн баррелей в день (или 540,7 млн тонн в год). Лидером они признают Саудовскую Аравию, которая в прошлом году добывала 10,19 или 12 млн баррелей в день соответственно по разным оценкам. Второе место ОПЕК отдала России, а третье – США с 9,43 млн баррелей в сутки. А вот BP на второе место поставила США, посчитав, что они добывали 12,7 млн баррелей в сутки против 10,98 млн Россией (она на третьем месте). В любом случае, неоспоримым является факт, что Россия находится в числе трех крупнейших производителей нефти в мире.