Экономика

16 февраля 2016, 22:01

Россия и Украина меняются "пленными фурами"

Фото: Антон Вергун/ТАСС

Транзитный конфликт между Россией и Украиной переходит в новую фазу. Киев сделал первый шаг к примирению и согласился разрешить всем задержанным на Украине фурам с российскими номерами вернуться домой в Россию – в обмен на аналогичные действия Москвы по отношению к украинским перевозчикам. Похоже, что Украина осознала, к каким последствиям может привести это противостояние.

Автомобильный конфликт между Россией и Украиной еще недавно грозил перерасти в настоящую транзитную войну. После того, как украинские радикалы незаконно блокировали движение российских фур по территории Украины (в 10 западных областях страны), Россия с 16 февраля ввела полный запрет на транзит украинских грузовиков по территории России. Под запрет попал также транзит фур, везущих грузы в Казахстан.

Украинская сторона обеспечит сопровождение колонн российских авто до границы с Российской Федерацией или Республикой Беларусь

Доставка грузов на территорию Казахстана в соответствии с указом президента РФ от 1 января этого года будет продолжена, но перевозчиками других государств, подчеркнули в Минтрансе. К утру вторника в России было задержано более 320 украинских грузовиков. «Действие этих ответных мер продлится до урегулирования ситуации, связанной с блокировкой украинской стороной российских грузовых транспортных средств», – заявили в Минтрансе РФ.

На такой ответный шаг России пришлось пойти из-за организованной украинскими националистами блокады российских грузовиков, которая началась еще в конце прошлой недели. В прошлую пятницу радикалы перекрыли российским автомобилям проезд в Европу через западную границу Украины. Россия стала использовать украинский транзит как запасной путь после конфликта с Польшей и закрытия традиционного транзитного маршрута в ЕС. Националисты перекрыли оставшиеся маршруты для российских автомобилистов, помогая Польше в ее давлении на Москву.

Интересна при этом позиция официального Киева. Как и в ситуации с блокированием радикалами грузов в Крым, киевские власти отстранились от проблемы. Они никак не помешали украинским радикалам чинить беспредел на дорогах, дорожная полиция Украины бездействовала и даже помогала участникам блокады.

Позже кабинет министров Украины официально поддержал блокаду, остановив действие транзитных разрешений для российских перевозчиков. Но подано это было как ответ на действия России, которая с 14 февраля остановила перемещение украинских фур по своей территории, сохранив транзит только через Казахстан. Теперь украинским машинам закрыт доступ и по этому направлению. Киев начал на голубом глазу обвинять Россию в том, что именно она начала конфликт.

Более того, МИД Украины направил ноту России с требованием объяснить якобы незаконные действия. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк потребовал от России пояснений и отмены запрета транзита украинских грузовиков по российской территории. Закрывая глаза на то, что официальный Киев позволил своим националистам безнаказанно орудовать против россиян на украинских дорогах.

Между тем ответные меры России, судя по всему, поспособствуют хотя бы тому, что Украина позволит застрявшим россиянам вернуться домой. Во вторник министерство инфраструктуры Украины сообщило, что договорилось с Россией в течение 10 дней «обменять» российские 600 грузовиков, застрявших на украинской границе, на такое же количество украинских машин, которые остались на территории России или в странах Азии на границе с Россией, сообщает УНИАН.

«Аналогично около 600 российских автомобилей смогут вернуться в Россию из стран Евросоюза. Украинская сторона обеспечит сопровождение колонн российских авто до границы с Российской Федерацией или Республикой Беларусь», – отметили в пресс-службе министерства инфраструктуры Украины.

«Мы призываем общественных активистов в ближайшие 10 дней не мешать передвижению грузовых российских автомобилей домой. Это залог того, что наши украинские водители смогут беспрепятственно добраться на Украину», – заявила заместитель министра инфраструктуры Оксана Рейтер. Ситуация на самом деле абсурдная, потому что напоминает театр военных действий, тогда как речь на самом деле идет о простых российских водителях большегрузов, выполняющих простую работу по перевозке грузов. Сопровождать, например, украинские фуры для безопасного движения по российской территории нет никакой необходимости.

#{ussr}Между тем замминистра транспорта России Николай Асаул надеется, что Киев вывезет все российские фуры с украинской территории в течение суток. Минтранс РФ подтвердил, что от украинских властей пришел официальный ответ, что они наконец берут ситуацию под контроль. Так называемый режим «еду домой» будет работать до 25 февраля включительно. По словам Асаула, за прошедшие сутки Украину уже удалось покинуть более чем 100 машинам с российскими номерами, но в заблокированном состоянии остается еще около 50 автомобилей.

После того, как все перевозчики России и Украины завершат свои маршруты и вернутся домой, Москва поставит перед Киевом вопрос возобновления полноценного транзитного сообщения через территории обеих государств, говорит Асаул. Что касается Евросоюза, то, по его словам, Европа решила не вмешиваться, а просто наблюдать за развитием ситуации, «не формулируя свою позицию каким бы то ни было официальным образом».

Кто потеряет больше?

От транзитной войны потери несут обе стороны. Россия действительно теряет долю рынка международных автомобильных перевозок. За 11 месяцев 2015 года перевозки грузов на автомобильном транспорте между Россией и ЕС оцениваются примерно в 17,7 млн тонн груза. «Основную часть грузов перевозили иностранные компании, на российских перевозчиков приходилось около 10% автомобильного грузооборота. Таким образом, в итоге противостояния с Украиной и Польшей российские перевозчики могут потерять долю рынка примерно в 1,9–2 млн тонн груза», – подсчитал первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Однако в плане товарооборота с Европой никаких серьезных проблем Россия испытать не должна, считает Андриевский. «Российских перевозчиков вполне могут заменить белорусские, прибалтийские, казахстанские или перевозчики из стран Западной Европы», – говорит он. Об этом же говорит и замминистра транспорта РФ. «В ситуации, когда украинские, или российские, или польские перевозчики не могут выполнять свою работу, подключаются перевозчики других стран, подключаются иные виды транспорта, например железная дорога, морское сообщение. Поэтому нельзя сказать, что полностью заблокированы грузоперевозки между Европой и Россией, это лишь удар по действующим контрактам, по товарам, которые уже находились в пути, но в целом возможно использование иных видов транспорта, иных перевозчиков», – подчеркнул он.

Безусловно, перевозки альтернативными маршрутами будут куда более затратными, поэтому не для всех видов грузов могут быть использованы. «На перестроении маршрутов перевозчики могут потерять по 300–500 евро к каждой фуре. Настолько вырастет стоимость перевозки. Если же обходиться перевозками по Балтике в контейнерах, то это еще большие суммы», – говорит Кирилл Яковенко из «АЛОР БРОКЕР».

В целом ситуация для автомобильных транспортных компаний не совсем патовая, так как Россия и Польша продолжают переговоры. Накануне польское министерство инфраструктуры и строительства получило от России соответствующий протокол. Новый раунд переговоров состоится 19 февраля, в пятницу. Как только Россия и Польша договорятся, транзит через Украину перестанет быть актуальным, как это и было до разногласий с Варшавой.

Транзитный же конфликт же между Украиной и Россией вряд ли разрешится быстро. И в этом плане украинские перевозчики могут оказаться в ловушке надолго. Особенно болезненным для Украины является запрет транзита в Казахстан и далее через эту страну, который был наиболее удобным и выгодным для торговли со странами Средней Азии и Китаем.

«Так называемый Новый шелковый путь паромами через Черное и Каспийское моря оценивается вдвое дороже, что делает украинские товары менее конкурентоспособными на рынках Средней Азии. Какую долю Украина потеряет в связи с этим, пока предсказать довольно сложно, однако потери, видимо, будут существенными», – говорит Андриевский. Особенно учитывая, что вместо интеграции с Европой по факту Украина в последние годы торговала больше не с Европой, а именно с Азией.

«Украинским транспортным компаниям придется искать обходные пути в Среднюю Азию, а также Финляндию, Норвегию и другие северные страны Европы, это грозит для них потерей рынка примерно в 2 млрд долларов в год», – посчитал Яковенко.

Судя по всему, Украине придется первой сдаться в этой транзитной войне. Инициирование Киевом так называемого режима «еду домой» является косвенным подтверждением этого. «Учитывая, что пока в результате транзитной войны Россия теряет только рынок автоперевозок, который к тому же можно и сохранить, форсировав переговоры с Польшей, то Москва вряд ли пойдет на уступки Киеву первой», – считает Андриевский.

Однако если учесть принципиальность украинских властей, поддерживающих так или иначе националистов и радикалов, ситуация с транзитом может быть заморожена надолго.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Эксперт: «Мирный план» Зеленского совершенно неприемлем
Темы дня

Судьбу выборов на Украине определит позиция России

Разговор о выборах на Украине вышел за рамки внутренней процедуры, превратившись в многоходовую дипломатическую игру. Выдвигая условия к Западу и меняя электоральные правила, Владимир Зеленский решает сразу несколько задач: снимает внешнее давление, создает образ готовности к диалогу и формирует юридические заслоны от нежелательного результата. Что это означает на практике и почему позиция Москвы здесь может сыграть решающую роль?

Когда российская нефть подорожает

Стоимость российской нефти Urals упала до 34 долларов за баррель, а размер скидки удвоился и достиг целых 27 долларов за каждый баррель. Санкции США наконец-то сработали, радуется Bloomberg. Кто наживается на этом дисконте и как Россия переживет сильное падение цен?

Ветеран ФСБ оценил возможные версии подрыва полицейских на юге Москвы

Макрон обвинил США в запугивании Европы

Первый российский танкер-газовоз СПГ для Арктики передан заказчику

Новости

Лавров поздравил Захарову с юбилеем

Глава МИД России Сергей Лавров поздравил официального представителя ведомства Марию Захарову с юбилеем, особо отметив ее вклад в развенчание западной пропаганды и высокий уровень профессионализма.

Полиция Подмосковья нашла перевозивших детей в курьерских сумках мужчин

Двое граждан одного из государств Средней Азии были доставлены в полицию в Подмосковье за то, что перевозили детей в курьерских сумках на электровелосипедах, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Орбан заявил об упущенных возможностях Европы предотвратить конфликт с Россией

Евросоюз мог бы предотвратить конфликт на Украине еще в 2022 году, если бы сделал ставку на дипломатические усилия, а не последовал за политикой администрации Байдена, заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.

В МИД сообщили о сигналах США по совместному освоению Арктики

Россия получает сигналы от США о возможном обсуждении сотрудничества в Арктике, а также есть надежда на восстановление прямого авиасообщения между странами, заявил глава департамента Северной Атлантики МИД Александр Гусаров.

Самолет «Байкал» совершил первый полет с двигателем ВК-800

Летные испытания легкого многоцелевого самолета «Байкал» с новым отечественным двигателем ВК-800 и воздушным винтом АВ-901 стартовали на аэродроме Уральского завода гражданской авиации, сообщил Минпромторг.

При взрыве машины на юге Москвы погибли два сотрудника ДПС и еще один человек

В ночь на среду сотрудники ДПС на улице Елецкой в столице увидели подозрительного человека у служебного автомобиля полиции, когда они подошли ближе, сдетонировало взрывное устройство, сообщили в Следственном комитете России.

Стало известно о подготовке ВВС Финляндии к боям с Россией

Финляндия усиливает свою авиагруппировку, оснащая истребители F-35A современными ракетами AIM-120D3 для повышения боеготовности для возможного противостояния с Россией, пишет The National Interest.

Опубликован «мирный план» Украины из 20 пунктов

В документе из 20 пунктов, который Киев представил США, предлагается создать международный фонд восстановления Украины и юридически обязывающий контроль за выполнением соглашения.

Верховный суд заявил о судебной ошибке в деле Долиной

Рассмотрение дела о продаже квартиры Ларисой Долиной завершилось отказом в удовлетворении исков певицы на основании ошибки предыдущих судов.

Трамп запретил въезд в США бывшему комиссару ЕС за цензуру

Госдепартамент США объявил о введении визовых ограничений в отношении бывшего еврокомиссара Тьерри Бретона и еще четырех европейских активистов, обвиняя их в попытках вынудить американские платформы ограничивать точки зрения из США, сообщает Axios.

Медведев призвал потребовать от Украины компенсацию за действия нацистов

Возможность включения пункта о компенсации ущерба России за действия украинских националистов в 1940-х годах может войти в будущий документ по итогам СВО на Украине, заявил замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев.

Российские войска освободили Заречное в Запорожской области

Подразделения группировки «Восток» продолжили продвижение вглубь обороны противника и освободили Заречное в Запорожской области.
Мнения

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов