Экономика

1 февраля 2016, 20:21

Украинский порожняк в обход России привез китайцам 20 вагонов воздуха

Фото: mtu.gov.ua

Демонстрационный поезд, призванный доказать, что Украина может обойтись без России и по части железнодорожного транзита, добрался через Закавказье и Казахстан до китайской границы. В Киеве заговорили о том, что смогут наконец лишить Москву денег за транзит. В реальности затея является финансово бессмысленной, а потому мертворожденной.

Экспериментальный контейнеровоз с украинскими товарами, везущий их по «Шелковому пути» в обход России, достиг китайской границы, сообщило в понедельник агентство «Новости-Казахстан». «Вчера поезд уехал в Китай», – сказал собеседник агентства в Алма-Атинском отделении железной дороги. Накануне поезд достиг казахской станции Достык – последней перед границей Китая, сообщило РИА «Новости». «31 января в 07.12 по местному времени поезд был расформирован на станции Достык. Это – конечная точка нового маршрута «Шелкового пути». В дальнейшем грузы будут отправлены в крупные промышленные города КНР – Чжэнчжоу, Чунцин, Ляньюньган», – пообещало министерство инфраструктуры Украины.

Можно сказать, что сроки доставки таким вычурным путем «через два моря» с Украины в Китай составят примерно 23 дня

«Говорил: порожняком пойдем»

Как ранее признались в Киеве, два десятка вагонов первого состава шли практически без груза – чтобы, как заявлялось, отработать всю процедуру и выявить проблемные моменты.

Ранее сообщалось, что поезд «потерялся» в степях Казахстана. Позднее, со слов источника в одной из местных транспортных компаний, выяснилось, что проблемный момент возник в субботу на станции Балхаш Карагандинской области, где состав был отцеплен – «из-за того, что за него не заплатили». Правда, эту информацию официально никто не подтвердил. Но в итоге путь занял 17 суток вместо расчетных двух недель.

Советник президента Украины, бывший премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс заявил, что маршрут выгоден Киеву и политически, и экономически. «В политическом аспекте это событие доказывает: раз Россия выбрала войну, то Россия от этого очень много потеряет, – сказал советник газете ВЗГЛЯД. – Надеемся, в будущем железные дороги между Китаем и Западной Европой принесут и большую экономическую пользу».

#{smallinfographicleft=741102}«Грузы по железной дороге, если все-все улажено, из Китая в Евросоюз могут пройти где-то за неделю, а грузы, которые везут на больших судах вокруг всей Азии, плывут где-то 45 дней. Если посмотреть на карту, то очевидно, что самые большие товарные потоки по железной дороге должны идти через Украину. А если через Россию – проблема, то они, в принципе, могут идти и в обход России», – заявил советник президента.

Впрочем, Кубилюс оговорился, что, конечно, надо еще подсчитать, насколько это будет выгодно – возить в обход России через Черное и Каспийское моря, и учесть при этом все технические проблемы.

Как писала газета ВЗГЛЯД в середине января, на фоне осложнения торговли с Россией Украина тестирует обходной пусть доставки своих товаров в Азию по так называемому Транскаспийскому маршруту. Это конкурент проекта «Шелкового пути» в Евросоюз через Россию, причем его активно продвигают два российских партнера – КНР и Казахстан – вместе с Грузией, Азербайджаном и Турцией.

Астана ранее отвергла разговоры о том, будто маршрут связан с попытками обхода России. Как пояснял казахский вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, его республика ищет различные пути доставки грузов в Западную Европу из тихоокеанского порта Ляньюньган, поскольку там Казахстан владеет терминалом.

Напротив, в Киеве подчеркивают, что маршрут позволит лишить Россию платы за транзит. В отличие от Кубилюса, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский уже заверил, что рейс будет конкурентоспособен и по срокам (10–12 дней в одну сторону), и по цене – по сравнению с маршрутами через Россию. Для стартовавшего 15 января из Ильичевска поезда его министерство даже специально создало на своем сайте систему слежения.

Многие следившие за судьбой поезда блогеры не считают, что эксперимент удался. «Если учесть таможенные процедуры и пересечение границы, а также дальнейший путь по Китаю к приморским СЭЗ, которые и являются генератором контейнерного трафика, то можно сказать, что срок доставки таким вычурным путем «через два моря» с Украины в Китай составят примерно 23 дня, – написал в минувшие выходные блогер periskop в посте под заголовком «Поезд Украина – Пiднебесная: перемога или все-таки зрада?». – Против 14–15 классическим прямым путем через Казахстан – Россию без всяких паромов и дополнительных граничных барьеров».

О том же говорят и профессиональные экономисты. Руководитель департамента международных отношений Высшей школы экономики, директор Центра Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин напоминает, что возить контейнеры по этому маршруту ничего не мешало и раньше – с 90-х годов.

«Это явно политический проект, поскольку финансово он совершенно невыгоден. Там два раза надо перекладывать контейнеры на паромы. Сначала поезд по Черному морю плывет, потом по Каспийскому. Это дорого и никому не нужно. Коммерчески гораздо выгоднее по-прежнему возить через Суэцкий канал. Основной поток из Китая в Западную Европу так и идет – и в Россию, кстати, тоже», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

«Пекин поддерживает любые инициативы, ему не жалко. На одном из официальных китайских сайтов я видел сообщение про этот поезд – вот, мол, какое хорошее дело. Но не думаю, что они будут всерьез вкладывать силы и деньги в этот маршрут, это невыгодно», – заявил китаист.

Напомним, идею транспортного, энергетического и торгового коридора между Центральной, Южной Азией и Европой высказал еще в сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин.

В середине января Украина, Азербайджан, Казахстан и Грузия заключили протокол о льготных тарифах на Транскаспийском маршруте. Но предполагается, что окончательно единые тарифные правила будут согласованы только к середине февраля.

Транссиб пока не тянет

Лукин не считает, что на фоне кризиса развивать транспортный коридор рано. «Не скажешь, что «возить нечего». У нас с Китаем был товарооборот в 80 млрд долларов. Да, сейчас, может быть, он упал процентов на 10–15, но грузопотоки все равно огромные», – напомнил он.

Как известно, «Шелковый путь» одним из своих рукавов все равно проходит из Казахстана в Россию. «Маршруты пойдут и там и там. Гораздо выгоднее маршрут через Казахстан и дальше, в том числе и в Россию, чтобы обойтись без Каспийского моря. Казахстан строит современные автотрассы и железные дороги. Россия должна сделать свой маршрут более удобным и дешевым, с лучшим обслуживанием, строить разные хабы», – призывает Лукин.

«У меня знакомые деловые люди, которые поставляют товары из Китая. Они говорят, что лучше всего даже не по Черному, а еще севернее, по Балтийскому морю ввозить – через финский порт Котка и оттуда уже поездом в Центральную Россию доставляют. Во-первых, на корабле дешевле – туда больше влезает контейнеров. Во-вторых, надежнее», – рассказал Лукин.

По Транссибу кое-что идет, но мало, признал эксперт. «В Китае – другая колея железной дороги, так что на границе несколько часов поезда так и так стоят, пока меняют колеса. Но для груза это не главное. Для груза главное – это пограничники и таможенники. Формально, по бумагам, доставка по Транссибу на неделю быстрее, но на практике из-за бюрократии, расхлябанности получается дольше. Могут надолго застрять на границе, на таможне. Плюс воровство – могут и украсть, если товар дорогой», – посетовал эксперт.

Текст: Юрий Зайнашев

Вам может быть интересно

В ЕК прокомментировали санкции США против Газпромбанка
Темы дня

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Немецкий политолог назвал главную фразу из мемуаров Меркель, касающуюся России

Медведев назвал условие завершения конфликта на Украине без новых издержек

Новости

Стало известно о насилии над выпускницами в ВСУ

Украинские военные обвиняются в сексуальном насилии над мобилизованными выпускницами Харьковского медицинского университета, которые служат на линии боевого соприкосновения.

Мощная звуковая волна достигла Земли после столкновения галактик

Британские астрономы зафиксировали одну из самых мощных звуковых волн, достигших Земли, вызванную столкновением галактик в Квинтете Стефана.

Карты Газпромбанка UnionPay перестали принимать в банках Турции, ОАЭ и Таиланда

Турецкие, эмиратские и тайские банки прекратили обслуживание карт UnionPay, выпущенных Газпромбанком, ссылаясь на технические ошибки и блокировки, что вызывает затруднения у пользователей при снятии средств.

Меркель заявила, что Зеленский сделал ее козлом отпущения

Бывший канцлер Германии Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel выразила мнение, что президент Украины Владимир Зеленский сделал ее ответственной за последствия саммита НАТО в Бухаресте 2008 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Минобороны показало видео уничтожения украинского МиГ-29

Министерство обороны России обнародовало кадры уничтожения самолета МиГ-29 Вооруженных сил Украины на аэродроме Днепр.

Захарова предупредила об опасности недооценивать «скукоженную британскую империю»

Официальный представитель МИД Мария Захарова высказалась о недооценке роли Британии в антироссийской гибридной войне, подчеркнув опасность таких разговоров.

Маск предсказал быстрое банкротство США

Американский предприниматель Илон Маск предупредил, что США быстро движутся к банкротству: страна в 2023 финансовом году потратила более 6 трлн долларов, заработав только 4,47 трлн долларов, а ее долг достиг 34,5 трлн долларов.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

СМИ: После ударов по Украине вдвое снизилось число звонков мошенников

После мощного удара по энергетической инфраструктуре Украины количество звонков от мошенников россиянам снизилось вдвое из-за отключения света в колл-центрах аферистов, сообщили СМИ.

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Разработки новейших российских вооружений ведутся без широкой огласки, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о том, почему ранее не было известно о разработке ракеты «Орешник».

Рогов: СБУ засекретила информацию об ударе ракеты «Орешник» по «Южмашу»

Служба безопасности Украины оцепила «Южмаш» в Днепропетровске после удара ракеты «Орешник», а Запад ошеломлен ее появлением у России, заявил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?