Россельхознадзор может разрешить поставки шпрот в Россию из Латвии и Эстонии после Нового года, сообщил помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко в кулуарах Всемирного зернового форума.
Приверженность к латвийским шпротам в России идет со времен Советского Союза. И главное – переломить советский стереотип
«Я думаю, что сейчас этот вопрос (возвращение шпрот на российский рынок) рассмотрят наши эксперты, в любом случае это несколько недель, скорее всего, после Нового года», – сказал он, отвечая на вопрос о том, в какие сроки прибалтийские шпроты могут вернуться на российский рынок.
Напомним, что с 1 августа 2015 года Роспотребнадзор приостановил ввоз на территорию РФ рыбных консервов, произведенных на пяти латвийских предприятиях: «Вентспилский рыбоконсервный комбинат», «ГАММА-А», Sabiedrba IMS, «УНДА» и Suldusgalaskombinats. Причины – в системных нарушениях контроля качества продукции, постоянно выявлялись нарушения требований законодательства в области защиты прав потребителей.
Чуть ранее, с мая 2015 года, Россельхознадзор полностью запретил импорт рыбных консервов из Латвии и Эстонии из-за опасных для жизни человека нарушений, выявленных в этой продукции.
Еще в августе прошлого года министр сельского хозяйства Александр Ткачев объяснял латвийским партнерам, что поставки шпрот возобновятся только после того, как они получат и проверят материалы о гарантии качества от латвийских партнеров. Судя по всему, для устранения нарушений Прибалтике потребовалось более года.
Это печальная новость для калининградских переработчиков. Пока прибалты подсчитывали убытки от потери главного рынка сбыта, в России для рыбодобывающих компаний в Балтийском море были выделены дополнительные квоты на вылов мелкосельдевых рыб. В этом году она установлена для российских рыбаков на Балтике на уровне 60 тысяч тонн. Еще один важный момент – почти за год до введения российскими регуляторами ограничений на ввоз шпрот из Прибалтики контрсанкциями был перекрыт доступ импортного сырья для таких консервов.
Выловы российскими рыбаками шпрота, салаки в Балтийском море заметно выросли, и уже к концу 2014 года калининградские рыбные предприятия смогли переключиться на собственное сырье. В этом году рыбаки также смогли удовлетворить возросший спрос калининградских перерабатывающих предприятий, которые делают консервы из шпрот. По данным Росрыболовства, по состоянию на середину ноября вылов шпрота в Западном бассейне составил 33 тыс. тонн, что почти на 36% больше объема добычи за аналогичный период 2015 года. В целом за последние два года вылов основных мелкосельдевых видов рыб, которые идут в том числе на консервы (шпрот, салака, килька, хамса, бычок и др.), вырос более чем в два раза – до 93 тыс. тонн.
Калининградские переработчики сразу после введения ограничений на шпроты из Латвии и Эстонии начали расширять производство. Например, во Взморье создан новый цех заморозки мощностью до 120 тонн в сутки и низкотемпературный склад. С начала этого года заработало уже три новых производства шпротных консервов, и еще одно готовится ко вводу в строй до конца года.
Ожидается, что благодаря запуску всех четырех новых производств Калининградская область сможет увеличить объемы выпуска продукции с 18–25 млн банок до 70 млн банок в год. На рынке уже стали появляться новые игроки. В этом году к числу уже известных в стране производителей шпрот – рыбокомбинату «За Родину», рыбоконсервному комплексу «РосКон» и компании «Главпродукт» – добавилась компания «Балтфиштрейд». Она восстановила в городе Светлом рыбоперерабатывающее предприятие, на котором открыла производство шпротных консервов, а также кильки в томатном соусе. Шпроты этого производителя уже успели получить признание международной выставки «Продэкспо» 2016 года.
«Конечно, при снятии ограничений прибалтийским поставщикам придется побороться за место на полке. Российские потребители уже распробовали качественный и вкусный отечественный продукт», – говорит газете ВЗГЛЯД представитель Росрыболовства.
В то же время местные переработчики обеспокоены возможным демпингом со стороны прибалтийских коллег после их возвращения на российский рынок.
«Международные нормы по свободной торговле никто не отменял. Поэтому переработчики должны спокойно относиться к снятию ограничений, – говорит газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры Сергей Гудков. – Это же не ответные меры. Консервы не были заявлены в перечне продукции, попадающей под эмбарго. Это была мера ветеринарно-санитарного характера. Если прибалтийцы устранили выявленные нарушения, мы не можем не открыть им свой рынок. Россия всегда демонстрировала, что соблюдает принципы ВТО».
Другое дело, что российское государство должно позаботиться о калининградских рыбаках и перерабатывающих производствах. Вот только льготами или субсидиями российские власти помогать им не могут, ибо это будет считаться нарушением норм ВТО. Однако есть и другой способ не дать импортным прибалтийским шпротам вернуть прошлые позиции на российском рынке.
России надо провести широкомасштабную рекламную кампанию, которая бы показала российским потребителям, что калининградские шпроты по своим вкусовым и качественным характеристикам не отличаются от прибалтийских, а в ряде случаев даже лучше, считает Сергей Гудков. Приверженность к латвийским шпротам в России идет со времен Советского Союза, и дело далеко не в цене. И главное – переломить советский стереотип.
«Необходимо показать, что наша продукция из Калининграда не хуже. Но это должны продемонстрировать не сами производители и не Рыбный союз, а третье лицо. Например, у нас есть Российская система качества, которая могла бы объективно оценить и показать, чем принципиально отличается российская продукция от латвийской. Если покупатели будут знать, что российская продукция безопасна, отвечает всем требованиям и характеристикам, при этом она дешевле, то это будет прямая рекомендация покупателям рублем голосовать за отечественное», – считает Гудков.
То есть действовать надо исключительно через маркетинг и просвещение покупателей, а не чинить препятствия импорту. «К чему приводит искусственное ограничение импортной продукции? Российской продукции не на кого будет ориентироваться, цена вырастет до мирового уровня, модернизации производства не будет, качество будет страдать. Так что возврат импорта сейчас в каком-то смысле даже полезное дело», – заключает собеседник.