Комитет Госдумы по бюджету и налогам все-таки поддержал правительственную инициативу дополнительно повысить адвалорную составляющую ставки акциза на сигареты на 1,5%. Ранее предполагалось, что в бюджет на 2017–2019 годы будет заложено повышение процентной ставки акциза с нынешних 12% до 13%, однако ко второму чтению ставка увеличилась до 14,5% от расчетной стоимости.
О такой рентабельности – более 30% – компании из большинства других отраслей российской экономики могут только мечтать
Одновременно планируется повысить и фиксированную ставку акциза с нынешних 1250 рублей за тысячу сигарет до 1890 рублей в 2019 году. Как сообщил СМИ член бюджетного комитета Госдумы Алексей Чижов, стоимость одной пачки в следующем году может вырасти на 20–35 рублей, и тенденция роста акцизов на табак, вероятно, сохранится до 2020 года, благо им еще есть куда расти. Сейчас одна пачка сигарет стоит порядка 100 рублей, тогда как в Евросоюзе по текущему курсу евро – до 300 рублей. Более того, к подакцизным товарам теперь относятся «одноразовые электронные системы доставки никотина» (электронные сигареты) – ставка акциза по ним составит 40 рублей за штуку, по никотинсодержащей жидкости – 10 рублей за миллилитр, по нагреваемому табаку – 4,8 тысячи рублей за килограмм.
Постоянное повышение акцизов на табак в течение последних нескольких лет привело к результатам, схожим с теми, которые были достигнуты на алкогольном рынке. Прежде всего, это значительное сокращение «официальной» его части. По данным двух работающих в России крупных транснациональных производителей – Philip Morris International (PMI) и JTI – падение рынка под влиянием роста акцизов и снижения покупательной способности населения в прошлом году составило 6,2–6,3% (это примерно 294 млрд сигарет), а годом ранее – порядка 10%.
На первый взгляд, это говорит о том, что курить в России стали меньше, что соответствует одной из долгосрочных целей проводимой акцизной политики – заботе о здоровье нации. В мае этого года министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила, что за весь период активных действий против табака число курильщиков в стране снизилось впервые за 25 лет. По данным Росстата за 2008–2013 годы, сокращение составило 16%, а соцопросы, включающие 2014 и 2015 годы, показали сокращение в 25%. С этим соглашаются и табачные компании, отмечая при этом, что в России все равно курят значительно больше, чем на Западе. По некоторым данным, к курильщикам можно отнести примерно 37% взрослого населения России, тогда как в 2009 году этот показатель составлял 47%.
Но обратной стороной сокращения «официального» рынка стал рост его теневого сегмента с миллиардными оборотами. В исследовании аналитического агентства InfoLine говорится, что нелегальные табачные изделия продаются в каждой восьмой торговой точке традиционного формата, а еще в 10 тыс. нестационарных точек (лотков, «магазинов на колесах») продают исключительно нелегальные сигареты. Только через традиционные форматы розницы в этом году может быть продано более 12 млрд сигарет, имеющих нелегальное происхождение, то есть примерно 4% от всего объема «официального» потребления сигарет. Годовые потери магазинов, торгующих легальной табачной продукцией, при этом оцениваются более чем в 45 млрд рублей, а потери бюджета – более чем в 20 млрд, из которых подавляющая часть (17 млрд) приходится на неуплату акцизов.
Известный российский экономист, руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений* Василий Колташов считает, что Россия без оглядки на специфические условия страны повторяет акцизную политику Евросоюза и США, которые уже много лет ведут наступление на курильщиков. На Западе курильщики отвечают на рост акцизов именно тем, что покупают не сигареты, а табак для самокруток, но в России эта практика многим кажется странной, ведь вполне доступны контрафактные сигареты, по которым акциз не платится вовсе. Причем, подчеркивает эксперт, этот рынок пока держится в условно цивилизованных рамках, то есть нелегальные сигареты продаются в официальных торговых точках. «Возможности нелегального рынка очень велики: можно продавать контрафактные сигареты через интернет, на углу из-под полы и так далее, – перечисляет Колташов. – Это дает достаточно большую прибыль, чтобы многие шли на нарушение закона, и здесь есть риск возвращения к бизнесу в духе девяностых, где основная идея – не платить налоги. Если сейчас ввести в России европейские цены на сигареты, то торговля, имеющая мафиозный характер, будет процветать».
На алкогольном рынке проблему нелегальной продукции (которая зачастую производится на тех же мощностях, что и официальная) власти решают при помощи системы ЕГАИС, которая с этого года внедряется в розничных продажах практически повсеместно. Если верить чиновникам, то эта мера оказалась весьма эффективной. В конце сентября в ходе Московского финансового форума глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян заявил, что благодаря подключению к ЕГАИС более 80% всей розницы удалось сократить разницу между официально произведенным алкоголем и официально проданной по декларациям продукцией почти до нуля. При этом обороты алкогольного рынка за восемь месяцев выросли почти на 32 млрд рублей.
#{intervieweco}Аналогичные меры теперь планируется предпринять и на табачном рынке. На одном из недавних совещаний правительства под председательством вице-премьера Александра Хлопонина (известного, кстати, курильщика) обсуждался вопрос о системе контроля за производством и оборотом табачной продукции. В качестве одного из вариантов рассматривалось и распространение на табак системы ЕГАИС. По некоторым данным, профильные ведомства должны представить соответствующие предложения до конца ноября.
Между тем рост акцизов и сокращение числа курильщиков не сказываются на доходах табачных компаний в России. В частности, в прошлом году крупнейший российский актив PMI «Филип Моррис Ижора» показал рост выручки на 26,7% (до 88,6 млрд рублей), а чистой прибыли – на 21,4% (до 30,5 млрд рублей). Еще одна фабрика транснационала – краснодарская «Филип Моррис Кубань» – зафиксировала рост выручки на 14,5% к уровню 2014 года (до 17,9 млрд рублей), а чистой прибыли – на 13,2% (до 6,3 млрд рублей), и это несмотря на снижение объема продаж сигарет на 9,1%. О подобной рентабельности – более 30% – компании из большинства других отраслей российской экономики могут только мечтать.
Получить сверхприбыль табачники могут и в этом году. Например, еще один крупный транснационал – British American Tobacco (BAT), которому принадлежат фабрики в Санкт-Петербурге и Саратове, – по итогам первого полугодия сообщил о росте выручки и продажи сигарет, отметив «сильную динамику» на российском рынке. А в прошлом году выручка ЗАО «БАТ-СПБ» выросла в полтора раза – до 48,8 млрд рублей, а чистая прибыль превысила 5,2 млрд рублей.
Во многом высокие доходы табачников объясняются именно тем, что рынок в высокой степени монополизирован крупными транснациональными игроками и независимым игрокам занять там серьезную нишу практически нереально. Хотя и сохранившиеся компании с российской «пропиской» чувствуют себя вполне неплохо. Крупнейшая из них – ОАО «Донской табак» – в прошлом году увеличила выручку почти на 72% (до 9,733 млрд рублей), при этом чистая прибыль превысила 192 млн рублей.
По словам Василия Колташова, в Европе и США рентабельность табачных компаний в последние годы упала, причем их основные покупатели находятся за границей. Например, огромную прибыль приносит китайский рынок, на высоком уровне держится число курильщиков в странах периферии мировой экономики. Российская же табачная индустрия работает главным образом на внутренний рынок и прекрасно себя чувствует даже в условиях постоянного роста акцизов.
«Политика повышения акцизов может быть эффективной только в том случае, если одновременно нарастает борьба с курением как очень затратной вредной привычкой, борьба за здоровый образ жизни, за экологию, – резюмирует Колташов. – Бороться с курением нужно и с точки зрения экономической эффективности, поскольку курильщики тратят впустую гораздо больше рабочего времени, чем некурящие. Отдельные меры следует предпринимать по борьбе с женским курением – мужчины в последние годы бросают курить, а женщины не ощущают себя достаточно самостоятельными, им приходится копировать образ мужчины прошлого, и они начинают курить. Россия способна очень сильно сократить потребление табака. Но сейчас новые акцизы обсуждаются вне контекста дальнейших мероприятий по борьбе с курением, нового наступления на курение. А без этого дальнейшее повышение акцизов будет вести лишь к росту теневого рынка».
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента