За первые девять месяцев 2016 года немецкие дилеры продали 1229 автомобилей марки «Лада», что на 41% больше, чем за тот же период прошлого года, следует из данных госкомпании Kraftfahrt-Bundesamt о продажах новых автомобилей в ФРГ.
Снисходительное отношение к продукции АвтоВАЗа в России не всегда соответствует реальному положению вещей
Лидером продаж по-прежнему остается внедорожник «Лада 4×4», разошедшийся тиражом 847 экземпляров (плюс 15% к прошлому году). Российский автогигант модернизировал бывшую «Ниву» – внедорожник получил доработанную подвеску, что повысило комфорт, надежность и управляемость. Спрос на «Ладу Гранту» вырос почти в три раза – если год назад эту модель выбрали 132 клиента, то за три квартала текущего года было продано 377 таких автомобилей.
Таким образом, АвтоВАЗ за девять месяцев смог превзойти свой результат 2015 года на немецком рынке, когда за весь год в стране был продан 1181 автомобиль марки. А в конце 2016 года немецких покупателей ждет еще один сюрприз. В Германии должны начаться продажи седана «Лада Веста», который наверняка сможет привлечь в автосалоны новых клиентов. На днях «Веста» должна получить необходимый для ввоза в Европу сертификат о соответствии экологическим нормам «Евро-6».
Конечно, если посмотреть на миллионные продажи автомобилей в Германии, то станет понятно, что доля АвтоВАЗа на немецком рынка мизерна. Так, всего за девять месяцев немцы купили 2,5 млн новых машин, соответственно, доля российского автогиганта составила менее 1%.
Кто же покупает российские «Лады» в Германии? «Полагаю, что российские машины покупают так называемые энтузиасты, коллекционеры, которых привлекает низкая стоимость российской продукции, а также трудности, связанные с покупкой запчастей и самостоятельным чаще всего обслуживанием. Для них это «конструктор для взрослых», который можно не жалеть, используя на тяжелых работах, например в сельской местности. Отсюда и любовь к внедорожникам «Лада 4×4» и «Лада Гранта», – предполагает Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».
Не стоит забывать, что в Германии живет много наших соотечественников и переселенцев из стран бывшего СССР, которым знакома продукция АвтоВАЗа, замечает Роман Ткачук из «Альпари». «Внедорожники «Лада 4×4» покупают также те люди, которым важна не внешность автомобиля, а его эксплуатационные качества. Продажи 4×4 меньше, чем у конкурентов – Opel Mokka и Nissan Qashqai, но они завоевали свою нишу благодаря неприхотливости и низкой цене», – говорит собеседник.
Ослабление рубля в последние годы дополнительно обеспечило стабильный спрос на вазовские автомобили. Аналогичный спрос будет и на «Ладу Весту», считает Ткачук.
Автомобили АвтоВАЗа сейчас одни из самых дешевых в Германии. Так, за седан Granta в базовой комплектации «Норма» с мотором 1,6 (87 л. с.) и механикой просят 6750 евро (около 467 тыс. рублей). Lada Niva в начальной версии продается за 10,5 тыс. евро (726 тыс. рублей).
А вот на родном российском рынке АвтоВАЗ не может похвастаться ростом продаж. Здесь они, наоборот, продолжают падать в условиях кризиса, удорожания автокредитования и падения реальных доходов россиян.
Впрочем, в российской экономике уже наметилась тенденция к улучшению и кредитование снова начало расти, в итоге темпы падения продаж новых автомобилей замедляются. Но все эти положительные тенденции пока проходят мимо АвтоВАЗа. «Хотя по объему марка «Лада» лидирует в массовом сегменте, но спрос на нее продолжает падать – почти на 7% за девять месяцев 2016 года. В то же время продажи Ford за этот период в России выросли», – отмечает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс». Иными словами, внутри России современные детища АвтоВАЗа пока проигрывают иностранным конкурентам, у которых имеются здесь свои заводы.
Однако снисходительное отношение к продукции АвтоВАЗа в России не всегда соответствует реальному положению вещей, считает Александр Шустов, генеральный директор «Мани Фанни». «За последние годы усилиями концерна Renault-Nissan, контролирующего вместе с Ростехом тольяттинский завод, «Лады» действительно по основным показателям вышли на европейский уровень экологичности, качества и технического оснащения. Они могут конкурировать на равных с теми же бюджетными «корейцами», в первую очередь с народными KIA Rio и Hundai Solaris, причем не только в России, но и на внешних рынках», – говорит он.
В любом случае для волжского автогиганта сейчас как никогда важна стратегия роста экспорта машин за рубеж, чтобы хотя бы частично нивелировать потери на родном рынке. Действующий глава АвтоВАЗа Николя Мор уже поставил цель – в следующем, 2017-м, году увеличить экспорт на 50% и поставить за рубеж до 60 тыс. автомобилей против 30 тыс. в этом году.
Мор известен в мире автомобилестроения в первую очередь тем, что является «отцом» бюджетного Logan, который начали производить на забытом предприятии Dacia на отшибе Восточной Европы. «А теперь на основе узлов того самого Logan, ставшего одним из самых массовых и востребованных народных автомобилей, производится в том числе и современная «Лада». И, по сути, если разобраться, чем Lada хуже Logan, если за качество продукции отвечает все тот же Renault-Nissan?» – обращает внимание Шустов.