За последние три месяца в России были решительно сожжены 324 партии срезанных цветов из Голландии, забракованные из-за обнаружившегося в них калифорнийского трипса. Этот паразит, исключительно вредоносный для растений вообще и цветов в частности, в Европе лютовал еще в 80-х годах, а в начале 90-х был впервые зафиксирован в России. При этом еще в мае глава Россельхознадзора посетил Колумбию – одного из крупнейших производителей роз, чтобы договориться о налаживании поставок цветов в обход голландского цветочного хаба, то есть напрямую. На данный момент прямые перевозки, во-первых, слишком дороги, а во-вторых – технически сложны в исполнении.
Розовый поток
Спрос на цветы – традиционный маркер уровня жизни общества. Это не товары первой необходимости, они не обеспечивают национальную безопасность. Без них можно выжить, но трудно прожить
Дело в том, что «транзит» не совсем корректное определение роли Нидерландов в мировой цветочной индустрии. Голландия не просто крупнейший производитель (выращивающий почти половину всех срезанных цветов в мире) и перевалочный пункт «цветочных потоков», а развитая инфраструктура и колоссальный международный дистрибьютор, на которого завязаны (в том числе многолетними контрактами) солидные производители со всего мира. Да, в Колумбии и Эквадоре прекрасный высокогорный климат, при котором розам не требуются теплицы, и дешевая рабочая сила, позволяющая формировать приятные предложения по цене. Но практически все владельцы бескрайних розовых плантаций Латинской Америки имеют с Амстердамом контракты чуть ли не на 5 лет вперед, так что заказать у них хороший товар в приличном объеме и напрямую не так-то просто.
Цветочный бизнес в принципе требует основательного подхода: товар недолговечный, требующий особых условий выращивания, хранения и транспортировки. И стратегическое планирование – это чуть ли не главное условие успеха предприятия. Даже в Колумбии. На переустройство инфраструктуры и логистики потребуются годы, такие вопросы сложно решить одним днем. А на сегодня заказать напрямую большую партию хорошего качества у компании с хорошей репутацией практически невозможно: все уже «обещано» Голландии. С вводными «быстро и много» можно взять только дорогой товар сомнительного качества.
Кроме того, розы – это всего лишь одна группа товаров. Особое место среди производителей этих цветов занимает Кения, которую стоит отметить отдельно. Многие руководители данной республики получали образование в России и полагают РФ своим партнером. На сегодня уже созданы программы прямых поставок кенийских роз – хорошего качества, достаточно стойких, но коротких, максимум до 60 сантиметров длиной. Кения специализируется именно на таких сортах, поэтому при всех перспективах партнерства она сможет занять лишь узкую, специфическую нишу, тогда как флористика предполагает разнообразие ассортимента и богатство выбора.
Китайское качество
#{intervieweco}Как уже упоминалось выше, почти половину всех цветов мира выращивает Голландия, чуть меньше – Латинская Америка. Остальные игроки занимают менее 7% рынка и, опять же, реализуют свою продукцию через Нидерланды (как, например, Израиль, производящий хризантемы). Там же на аукционах расходятся тюльпаны, гиацинты и гвоздики из Турции (доля прямых поставок в Россию пока очень мала) и многие другие цветы из самых разных стран.
Среднестатистического гражданина неизбежно удивит длина списка цветов, используемых для изготовления тех букетов, которые мы каждый день видим в магазинах. Да, можно заказывать все по отдельности, в обход всемирного цветочного дистрибьютора – Нидерландов. Но для поддержания ассортимента на это потребуется немало времени по выстраиванию сложных логистических цепочек, и даже крупным оптовым компаниям будет сложно осилить столь масштабную схему. При этом всегда можно заказать все, что нужно (в зависимости от сезона и спроса), в одном месте – Нидерландах.
Еще есть Китай. Он вполне в состоянии достойно конкурировать с Голландией в плане производства. Цветы там растят очень приличного качества, в значительных количествах и самых разных сортов и видов. Но в плане налаживания поставок есть одна (хоть и разрешимая) сложность: транспортировка. Дело в том, что внутри Китая перевозки могут осуществлять только китайские компании. Это сделано ради обеспечения безопасности своего транспортного рынка. Соответственно, на границе с Россией цветы надо перегружать, а это требует дополнительного оборудования.
На перевозке «срезки» специализируются отдельные фирмы. Свежие цветы везут в рефрижераторах, причем в таких, где больше ничего никогда не перевозилось. Каждая перегрузка – это риск, что половина партии просто завянет. Поэтому нужны специально оборудованные боксы, которых пока что нет. Может, когда-нибудь они и будут построены, но сейчас еще все пытаются подсчитать, имеет ли это вообще смысл, поэтому доля экспорта китайских цветов в Россию не очень велика. В любом случае, на техническое оснащение русско-китайских цветочных путей достаточной «ширины» потребуется года два, а пока остается надеяться на отечественного производителя.
Русский цвет
Согласно прогнозам экспертов, перспективы для этого действительно имеются. У нас есть свои розы, тюльпаны, хризантемы и другие популярные цветы, при этом всех видных российских производителей можно условно разделить на два типа. Первый – это более-менее крупные цветоводы, которые работают по старинке. Под цветы у них приспособлены теплицы для овощей, условия транспортировки и хранения соблюдаются не всегда, вследствие чего у покупателей нередко возникают претензии к качеству. Это те самые дешевые тюльпаны, розы и хризантемы в сетевых магазинах и на мелких прилавках: не очень ровные стебли, не особо крепкие бутоны, листья осыпаются в руках. Тем не менее на них тоже есть свой покупатель.
Второй тип российских производителей – это люди, вложившиеся в солидные инвестиционные проекты. В этих хозяйствах есть прекрасно оборудованные специализированные теплицы, современные технологии и грамотные технологи при них. Но у этих цветочных производств (как, впрочем, и у всех остальных) есть слабое звено – посадочный материал. Он тоже преимущественно из Голландии. «Выгонка» (луковицы) тюльпанов, рассада на доращивание, розовые кусты – все закупается. Собственная семенная база в России, к сожалению, пока слишком слаба.
«Импортозамещение все же требует разумного подхода, чтобы не «легла» целая отрасль. Для развития цветоводства в России нужны силы, деньги и профессионалы. И годы. Пока что в солидных компаниях главные аграрии зачастую иностранцы. Нужны люди со знаниями и опытом работы европейского качества. А также инвестиции и 10–15 лет работы под патронажем государства, чтобы поднять базу», – заявил генеральный директор магазина цветов и горшечных растений HomePlantShop Алексей Косарев в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
От рождения до смерти
На сегодня рынок цветов в России переживает стресс. За прошедший год на оптовом уровне цены по разным группам товаров выросли в среднем на 30%, на цветы в розничной продаже – на 20%. При этом снизился товарооборот, все-таки цветы – не товары первой необходимости, а предметы роскоши. Те, кто вчера покупал флористическую композицию из 25 роз с зеленью, сегодня берет букет попроще. В итоге розница жалуется на падение объемов, а оптовики радуются любым намекам на стабильный спрос: за последний год «просадка» в среднем составляет около 20%. Правда, в денежном эквиваленте рынок продолжает расти, но исключительно за счет падения рубля и без выгоды для продавцов и покупателей.
Приходится признать: в том, что касается цветов, Россия сильнейшим образом зависит от импорта: по посевному материалу почти полностью, по срезанным цветам – очень во многом. Эксперты говорят всего о десятипроцентной доле участия отечественного производителя в российском цветочном бизнесе. Климатические условия страны требуют высококлассной технической базы, которая пока что мало у кого имеется.
А по цене российский товар не так уж и дешев. Ценообразование комбинируется из многочисленных факторов: бензин, электроэнергия для отопления теплиц, курс доллара при покупке посевного материала, сезон, спрос, который зависит от экономической ситуации в целом, и многое другое.
Генеральный директор магазина цветов и растений Pro-Plant Дмитрий Росс в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД выразил мнение, что отличие российского покупателя в том, что ему нужен индивидуальный подход, поэтому у нас, например, не приживаются так называемые «цветоматы» – автоматы по продаже цветов, получившие популярность на Западе. При этом, добавил Росс, в сегодняшних реалиях большим спросом пользуются недорогие цветы и все меньше клиентов покупают букеты «просто так». Это, впрочем, «совершенно не исключает приятного для покупателя исхода – мастерство флористов позволяет и из относительно недорогих видов цветов создавать эффектные композиции».
Спрос на цветы – традиционный маркер уровня жизни общества. Это не товары первой необходимости, они не обеспечивают национальную безопасность. Без них можно выжить, но трудно прожить: от рождения до похорон, от первых свиданий до свадебных юбилеев и школьных праздников детей – везде нам нужны букеты, венки или целые корзины. А флористика, вросшая в человеческую цивилизацию чуть ли не в доисторические времена, требует разнообразия и хорошей насыщенности рынка. Резкое обрубание основной артерии, насыщающей цветочный бизнес (особенно по посевному материалу), может спровоцировать его дефектуру: длинная очередь за цветами к празднику – это совсем не смертельно, но неприятно.