В пятницу российский рубль продолжает слабое падение. Доллар к рублю подрос до 64,86, евро – до 72,53 рубля на 14.15 мск пятницы.
Если цены на нефть начнут отскакивать, то, естественно, и рубль сможет частично восстановить свои позиции – до 60 рублей за доллар, а возможно, и 59
Российский рубль на этой неделе снова начал падать на фоне ослабления нефти. Нефть, в свою очередь, теряет в цене из-за трехдневной девальвации юаня к доллару, плюс никуда не ушли опасения по переизбытку нефти на рынке из-за выхода на него Ирана. Нефть дешевеет практически в одном темпе уже два месяца, а ее динамика является сейчас единственным ориентиром для рубля, говорит газете ВЗГЛЯД финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Интересно, что американская нефть WTI уже переписывает минимумы с марта 2009 года. А вот североморская Brent, которая в большей степени влияет на рубль, застопорилась вблизи минимумов января этого года. Североморская Brent чувствует себя сейчас немного лучше, чем WTI, что и позволяет рублю оставаться ниже 65, отмечает эксперт. Это важная психологическая отметка, потому что если доллар ее пробьет, то курс рубля может легко уйти к 70 за доллар.
Что касается курса евро к рублю, то «первоначальный всплеск единая валюта получила на страхах, что Китай начал методичную девальвацию собственной валюты, – в таких условиях капиталы вновь потекли в валюты фондирования (иену и евро)», объясняет Купцикевич.
Напомним, что Народный банк Китая три раза подряд на этой неделе снижал справочный курс юаня к доллару, что породило страхи о том, что раз власти пошли на девальвацию нацвалюты, то дела в экономике хуже, чем можно предполагать. Однако после девальвации в размере 5% в пятницу Народный банк Китая поднял курс юаня к доллару на 0,05%, свидетельствуют данные China Foreign Exchange Trade System. Курс китайской валюты сегодня стабилизируется после трехдневной девальвации юаня. Повышение курса незначительное, но его можно рассматривать как сигнал рынку о том, что китайские власти не собираются серьезно девальвировать свою валюту.
Зачем Пекин опустил свою валюту
«В Европе и Японии, родине резервных валют, количественное смягчение и другие факторы привели к удешевлению евро и иены. Евро с начала 2014 года подешевел на одну пятую, иена примерно на треть. Юань тем временем оставался стабильным по отношению к доллару, это привело к тому, что обменный курс юаня резко потерял конкурентоспособность против валют его торговых партнеров», – объясняют аналитики аналитического центра Stratfor (Техас, США) действия китайских властей. Этот факт негативно отразился также и на торговом балансе Китая, его макроэкономических показателях и замедлении роста экономики, считают в Stratfor.
«Китай явно дает понять, что он не будет двигаться в ногу со Штатами и позволит своей валюте торговаться ниже, если это будет необходимо», – отмечается в обзоре. Немалую роль в этом процессе играют и ожидания китайских экономистов по поводу повышения ставки рефинансирования ФРС США в сентябре – декабре.
Однако аналитики «Вектор Секьюритиз» считают, что если китайские власти действительно хотят помочь экспортерам и выровнять свою валюту относительно евро, иены, фунта и прочих значительно упавших за последний год к доллару валют, дабы вернуть своим экспортерам прошлогодний уровень конкурентоспособности, то им надо девальвировать юань не на 5%, а на 20%. Потому что индекс доллара вырос за год почти на 20%.
Чтобы вернуть объемы кредитования в Китае с 700 млрд юаней в месяц до 1 трлн юаней (для стимулирования экономики), Пекину также нужно девальвировать юань на 20%. А нынешняя девальвация в размере только 5% лишь частично поможет экспортерам и смягчит проблемы на рынке кредитования, указывают в «Вектор Секьюритиз».
Однако девальвация – это не лучший выход для КНР, и там это понимают. «Девальвация юаня однозначно приведет к падению инвесторов относительно устойчивости будущего курса и, как следствие, бегству капитала из Китая, что будет однозначным негативным фактором для экономики», – отмечает аналитики.
«Основные страхи были связаны с тем, что это начало длительной и глубокой девальвации юаня, однако Народный банк Китая настаивает, что это лишь попытки сделать курсообразование более гибким, чего требует МВФ для включения юаня в число резервных валют», – отмечает Александр Купцикевич.
«Юань лишь слегка отпустили в свободное плавание. За два дня курс китайской валюты падал в какой-то момент на 6%, а теперь находится на 3,5% ниже уровней понедельника. По меркам других валют движение пустяковое. Говорить о каких-то последствиях для экономики можно разве что после колебаний в 10–15%. Думаю, что курс юаня будет и далее более гибким, то есть не так сильно привязанным к доллару, соответственно, при падении юаня будут (в долларах) дешеветь китайские товары», – добавляет он.
Чего ждать
Купцикевич из FxPro прогнозирует, что текущий раунд падения нефти и рубля еще далек от завершения. «По примеру прошлого года он может продлиться еще несколько месяцев. В ходе этого падения нефть способна упасть вдвое от максимумов июня, то есть в область 25 на фоне переизбытка нефти и замедления роста спроса во всем мире. Рынок обычно идет слишком далеко, а лишь потом обосновывается на адекватных уровнях. Для нефти эта отметка мне видится на 40 за Brent, для пары доллар/рубль – на 75. Но перед этим мы можем увидеть и более глубокое отступление, в ходе которого доллар может стоить дороже 80 какое-то время», – говорит финансовый аналитик.
Однако Валерий Полховский из Forex Club считает, что на позитивном новостном фоне нефтяные котировки сейчас могут в любой момент отметиться ростом. «Все-таки диапазон 40–50 долларов за баррель выглядит излишне пессимистичным, и более справедливой цена будет казаться в районе 45–55 долларов», – отмечает он.
Он указывает на удивительную разнонаправленность цен на нефть марок Brent и WTI. Первая растет, а вторая падает. При этом сланцевые добытчики в США по итогам второго квартала несут убытки вместо прибылей ранее, число буровых в стране сокращается. Объемы бурения в США за пять месяцев сократились на 50%. Одновременно с этим спрос в США сейчас находится в гораздо лучшем состоянии, чем в марте 2009 года, когда был ипотечный кризис и экономика была в минусе. Во втором квартале этого года ВВП США показывает плюс 2,3%. В таких условиях падение цен на WTI до уровня марта 2009 года странно.
«Это последнее падение выглядит уже лишенным какого-либо здравого смысла и, похоже, является эмоциональным перегибом», – считает Полховский. Возвращение на рынок Ирана, которое сейчас служит основным объяснением падения цен на нефть, должно в большей степени сказаться на стоимости Brent, чем на WTI, указывает он еще на одну странность.
«Соответственно, участники осознают, что на позитивном новостном фоне котировки сейчас могут в любой момент отметиться ростом», – говорит Полховский.
Аналитики «Вектор Секьюритиз» также не видят пока причин для дальнейшего снижения цен на нефть.
«Если нефть и будет падать под 40 долларов за баррель, то для этого нужна веская причина, например, в виде очередной рецессии в мире. Но S&P500 пока еще выше 2000 пунктов, Китай пока только пугает проблемами в финансовом секторе, а не в реальной экономике. А простых опасений недостаточно для нефти ниже 40 долларов за баррель», – отмечают они в своем докладе. По их прогнозу, стоит ждать временный отскок цен на нефть вверх, вполне возможно, до уровня 54–55 по сорту Brent. Если цены на нефть начнут отскакивать, то, естественно, и рубль сможет частично восстановить свои позиции – до 60 рублей за доллар, а возможно, и 59, ожидают в «Вектор Секьюритиз».