Экономика

5 июня 2015, 08:14

Украина вместе с Польшей мечтает о великом будущем самолетов "Ан"

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Украина заявила, что вместе с Польшей они смогут не только производить самолеты, но и дать новую жизнь украинским самолетам семейства «Ан». Однако Польша ничем не в состоянии помочь. В области авиастроения Украина сама куда компетентней Варшавы, а денег на такие дорогостоящие проекты нет ни у одной, ни у другой страны. Пока же выживать украинским самолетам помогает по-прежнему Россия.

Украина и Польша намерены организовать совместное производство самолетов на базе моделей «Ан», сообщает украинское госпредприятие «Антонов». «В городе Быдгощ, Польша, состоялся польско-украинский форум «Вестернизация самолетов «Ан». Основная цель – совместная реализация программы вестернизации комплектующих изделий, установленных на самолетах «Ан», обеспечения соответствия самолетов «Ан» европейским требованиям и нормам», – говорится в сообщении.

Украина, отказываясь от сотрудничества с одним из мировых лидеров авиастроения – Россией, предлагает альтернативное сотрудничество с никем

Так, планируется создать украинско-польский консорциум с целью разработки специальных вариантов самолетов «Ан» с расширенной номенклатурой компонентов производства в Польше и в других странах Европы. В частности, ГП «Антонов» намерена сотрудничать с польскими компаниями по вестернизации самолетов семейств Ан-148, Ан-158 и Ан-178. Также предлагается сформировать предложения об оснащении украинских и польских министерств патрульными самолетами нового поколения на основе регионального пассажирского самолета Ан-148. Наконец, стороны договорились улучшить обмен информацией, а для этого проводить специальные форумы.

Первый обмен информацией произошел. «Участники форума обсудили доклады и наметили практические шаги по развитию сотрудничества в этих направлениях», – говорится в сообщении. Не исключено проведение и других форумов. Вот только от слов до реальных действий стороны вряд ли смогут продвинуться.

«Я не верю в подобный проект. Во-первых, Польша – не авиастроительная держава, которая могла бы помочь чем-то Украине. Украина на сто голов выше, она по факту является самолетостроительной державой. А все, что строилось в Польше, – это были российские лицензии благодаря советской истории. Там ничего самостоятельного не создавалось, и такой авиационной школы, как на Украине, там нет», – говорит редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

«Все, чем они могли бы помочь Украине, – это деньгами, если бы они у Польши были. Но ей бы самой концы с концами свести», – отмечает авиационный эксперт.

По сути, речь идет о попытке украинского «Антонова» выйти на европейский авиационный рынок. Ведь связи с Россией утеряны, страна взяла курс на евроинтеграцию, и заводу приходится подстраиваться под новый курс и в попытке выжить искать новых партнеров. Однако сделать все заявленное будет совсем не просто.

Когда речь идет о вестернизации, имеется в виду, скорее всего, замена российских комплектующих на иностранные, а также сертификация комплектующих и самих самолетов в Европе, приведение товара в соответствие с европейскими техническими нормами.

Для начала – никто в Европе и тем более в Америке не допустит появления на их рынке более-менее достойного конкурента. Если цель – продавать семейство «Ан» в третьи страны, то все равно нужна европейская или американская сертификация, которую принимают большинство других стран, говорит Гусаров.

Так или иначе, но чтобы Украина смогла без поддержки России – без ее материалов, агрегатов и узлов, без ее финансов и связей, продавать самостоятельно свои самолеты в Европе и на новых рынках, для начала надо пройти сертификацию в Европе или США, на что потребуется много времени и денег. И надо понимать, что сертифицировать придется не просто украинский самолет, но каждую деталь на нем, то есть каждый производитель-смежник должен пройти все сложные процедуры.

И тяжелее всего придется украинским производителям комплектующих. Для их заводов это означает огромные инвестиции в модернизацию производств. На что у них денег нет, от государства ждать поддержки не приходится, а европейский Airbus или американский Boieng даже и не подумают плодить конкурентов. Для них лучший вариант – вымирание высокотехнологичного производства на Украине, на что украинская авиастроительная отрасль без России, к сожалению, и была обречена.

«Самолетам «Ан» надо будет пройти такой же большой путь, который в свое время прошел Sukhoi SuperJet 100. Но мы знаем, какова была цена. Мы сделали это, потому что у проекта была огромная поддержка государства, совершенно новые технологии, чего нет у Украины. Мы привлекли иностранных производителей комплектующих, уже сертифицированных. Поэтому смогли пройти сертификацию в Европе, и то встречаем сопротивление на рынках», – говорит Гусаров.

Только испытания и сертификация российского самолета SSJ 100 заняли четыре года (с 2008 по 2011 годы). Вложения в этот проект от начала разработки до коммерческого полета в 2011 году оцениваются экспертами в 7 млрд долларов, чуть ли не половину из которых предоставило государство.

Ближнемагистральные пассажирские Ан-148 и Ан-158, а также военно-транспортный Ан-178, безусловно, разработаны украинскими специалистами и являются украинскими самолетами. Однако их создание во многом завязано на кооперации с Россией. Там используются не только российские комплектующие, но и российские материалы, из которых делают узлы и агрегаты, тот же российский металл.

«Поменять все российские комплектующие на Ан-148 и других самолетах на иностранные, по сути, означает создать новый самолет с нуля», – говорит Гусаров. «Взять, например, украинский двигатель, там 80% российских агрегатов и 100% российских материалов. Просто так комплектующие не заменить, а создать новый двигатель Украина не сможет. Это опять огромные инвестиции и серьезные программы испытаний», – говорит Гусаров.

«Несмотря на все успехи в разработке самолетов и двигателей, у Украины много чего нет для того, чтобы стать самостоятельной самолетостроительной державой. У нее нет ни науки, ни технологического задела. Вся наука и все испытания украинских самолетов проводились в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского). Испытания моторов, которые создаются на Украине, проводят также в российском институте. На Украине таких институтов нет. АКБ Антонова можно только восхищаться. Но в данном случае овчинка выделки не стоит», – уверен эксперт.

«Даже если произойдет чудо, и вдруг удастся, потратив много денег и времени, создать украинский самолет из западных комплектующих, то само по себе технологическое производство в Киеве устаревшее. А значит, они никогда не смогут производить самолеты крупными сериями с низкой себестоимостью. Этот самолет всегда будет проигрывать по стоимости конкурентам, даже с учетом более низкой оплаты труда на Украине», – говорит Гусаров.

«Мне кажется, это заявление – езда по ушам украинскому электорату. Ведь надо же разрыву с Россией предложить какую-то альтернативу. Это некое смягчение социальной напряженности. Не переживайте, завтра у нас будут заказы, мы свернем горы. Это игра на успокоение большого класса рабочих, которые заняты в высокотехнологичном секторе украинской экономики. Но она выжила и живет до сих пор в основном благодаря российским заказам», – считает Роман Гусаров.

В реальности перспектив в связке с Польшей нет никаких. «Сегодня объективно есть пять стран, которые обладают высокими авиационными технологиями. Несмотря на то, что Россия сегодня не в числе лидеров по производству гражданских самолетов, по технологиям она в числе лидеров. А Польша в этом списке не значится нигде и никак, и не будет числиться. А Украина, отказываясь от сотрудничества с одним из мировых лидеров авиастроения – Россией, предлагает альтернативное сотрудничество с никем», – отмечает Гусаров.

Также как альтернатива разрыву связей с Россией преподносились обещания безвизового въезда в ЕС или борьба с коррупцией и много еще чего. Польша же в своей нелюбви к России и политической дружбе с Украиной уже не первый раз поддерживает нереалистичные проекты словами.

Вот яркий пример умирания украинской промышленности и того, что именно Россия, несмотря на весь неприятный геополитический фон, единственная, кто приходит на помощь. Несмотря на то, что Порошенко запретил военно-техническое сотрудничество между Россией и Украиной, которое затронуло в том числе и гражданское авиастроение, десятилетние исторические связи так просто не забываются.

У «Антонова» имеется заказ от кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion на самолеты Ан-158 (получен исключительно благодаря России, которая фактически заказала их у Украины для Кубы). В 2013 году, до событий на Майдане, завод спокойно справился с задачей, построив и передав на Кубу три первых Ан-158. В 2014 году по плану «Антонов» должен был построить и сдать заказчику еще столько же. Но постройка затянулась из-за начавшейся как политической, так и экономической неразберихи в стране. В итоге ряд поставщиков деталей для самолетов просто остановили работу.

Так, днепропетровский Южмаш сорвал поставку комплектов шасси на «Антонов». Вместо шести комплектов передано было только два. А в начале этого года работа завода была просто парализована. Ситуацию удалось выправить только после заключения договора с нижегородским Гидромашем, изготовившим и передавшим в конце прошлого и начале нынешнего года комплекты шасси для Ан-148 (который ждала корейская авиакомпания) и для кубинского Ан-158, а также опытного Ан-178. Интересно, что на первый транспортный самолет Ан-178 устанавливается также вспомогательная силовая установка разработки российского НПП «Аэросила» из Ступино.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Российские военные нанесли удар по военным ВСУ в психбольнице Харькова
Темы дня

Небензя разоблачил западный спектакль в Совбезе ООН

США в очередной раз обвинили Россию в разработке вооружений, способных уничтожать спутники в космосе. «Доказательством» Вашингтон считает тот факт, что Москва заблокировала резолюцию Совбеза ООН о запрете размещать ядерное оружие в космосе. На самом деле в Совбезе разыграли спектакль. И наши смотрелись достойно.

Дружественные России страны унизили США в Африке

Весьма обидную пощечину получили США в Африке: одна из стран региона Сахеля, Чад, приказала вывести со своей территории американский военный контингент, а другая, Нигер, ведет об этом переговоры. Причем Чад обставил вывод американских солдат в максимально унизительной форме. Что означает происходящее с точки зрения интересов России?

Мировую гимнастику лишили названных в честь российских гимнасток элементов

Рушится вторая линия обороны ВСУ к западу от Авдеевки

Набиуллина назвала негативные последствия высоких зарплат

Новости

Европол задержал банду грузинских книжных воров

Еще четверо грузинских похитителей книг, воровавших антикварные издания из библиотек по всей Европе, были задержаны и заключены под стражу.

Посла России вызвали в МИД Британии из-за поджога в Лондоне

Министерство иностранных дел Британии вызвало посла России в Лондоне Андрея Келина в связи с ранее выдвинутыми обвинениями в «организованной Россией враждебной деятельности» на территории страны.

Таджикистан заявил о проблемах при въезде граждан страны в Россию

Таджикистан официально выразил обеспокоенность сложностями, с которыми сталкиваются его граждане при пересечении границы с Россией, заявил заместитель главы МИД республики Содик Имоми.

Китай призвал к международному расследованию подрыва «Северных потоков»

Заместитель постпреда КНР при ООН Гэн Шуан заявил, что Китай призывает как можно скорее начать международное расследование теракта на газопроводе «Северный поток».

В Польше назвали Калининград «непотопляемым ракетным крейсером»

Глава польского МИД Радослав Сикорский назвал Калининградскую область, граничащую с Польшей и Литвой, «непотопляемым ракетным крейсером» России и предложил Западу переместить системы противоракетной обороны ближе к границам российского региона.

В Литве призвали готовиться к последнему пакету помощи США Украине

Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните призвала союзников Украины быть готовыми к тому, что утвержденный администрацией США пакет помощи может стать последним.

Глава Пентагона назвал сроки получения Украиной F-16 вместе с летчиками

Киевский режим начнет получать американские истребители F-16 в 2024 году, заявил глава Пентагона Ллойд Остин в пятницу.

Посол России в Оттаве не исключил понижения дипотношений с Канадой

Понижение уровня дипломатических отношений с канадской стороной может произойти в случае, если Оттава изымет российские активы, заявил посол России в этой стране Олег Степанов.

Вильфанд дал прогноз погоды на лето

Температура воздуха по России прогнозируется выше нормы, лето холодным не будет, заявил руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

Газпрому отошли российские дочерние компании Ariston и Bosch

Президент России Владимир Путин подписал указ о передаче 100% долей в российских подразделениях Ariston и BSH Hausgerate под временное управление компании «Газпром бытовые системы».

Блогер-самбист с Украины избил десятки людей в Ростове-на-Дону

Полиция Ростова-на-Дону начала проверку после того, как в Сети появились видеозаписи, на которых блогер-самбист избивает людей.

Намибия отказалась принимать мигрантов из Британии

Намибия не примет ни одного мигранта из Великобритании, заявил исполнительный директор МИД Намибии Пенда Наанда.
Мнения

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

Сергей Миркин: Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?