Газпром выставляет Нафтогазу штраф за недобор газа в 2014 году на 8,2 млрд долларов, заявил глава российского холдинга Алексей Миллер, выступая на конференции в рамках Европейского делового конгресса. В итоге общая сумма задолженности Украины перед Россией за газ вместе со штрафами за невыполнение контрактного условия «бери или плати» выросла до 29,477 млрд долларов, добавил глава Газпрома.
Последней каплей для Газпрома стало заявление Украины об иске в Стокгольм для изменения транзитного контракта
«Есть договоренность, что Газпром с 1 ноября 2014 года в течение пяти месяцев не предъявляет штрафы к Украине в рамках условия «бери или плати». Однако есть период с 1 января 2014 года до 31 октября 2014 года, в соответствии с контрактом Газпром должен и предъявляет Украине штрафные санкции по «бери или плати» за 2014 год», – заявил Миллер.
По его словам, представление на штраф в 8,2 млрд долларов будет направлено сегодня Нафтогазу, а также в Стокгольмский арбитраж. Если штрафы Газпром выставлял и раньше, то судебный иск подает впервые.
«Мы фиксировали с 2012 года факт недобора газа и штрафные обязательства. Мы подчеркивали, что можем потребовать оплаты долга, но не делаем этого как знак навстречу Украине для нормализации ситуации и отношений. Поэтому ни разу иски с 2009 года по недобору газа не мы не подавали», – говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Украина постоянно нарушала условие «бери или плати», ежегодно недоплачивая России миллиарды долларов. До 2013 года Россия смотрела на это сквозь пальцы и по-дружески прощала. Но за недобор газа в 2012-м, 2013-м, а теперь и в 2014 году Газпром выставил Нафтогазу счет. Платить Украина всегда отказывалась, а в прошлом году Юрий Продан, будучи министром энергетики Украины, посоветовал Москве обратиться в суд: «Газпром выставил такой счет, и если он хочет, пусть судится и идет в арбитраж». Тогда Газпром не прислушался к совету Продана, который из-за коррупционного скандала с углем из ЮАР уже давно покинул пост министра энергетики. Однако теперь дело с газовыми долгами Украины перед Россией будет решать Стокгольмский суд.#{ussr}
Интересно, что украинские СМИ со ссылкой на отчет Нафтогаза распространяли информацию о том, что Газпром якобы уже подал в ноябре прошлого года иск в Стокгольм с требованием взыскать штрафы за недобор газа за 2012 и 2013 годы. Однако официальных объявлений Газпрома об этом не было.
Правило «бери или плати» прописано в контракте между Нафтогазом и Газпромом от 2009 года (действует до 2019 года включительно). По нему Россия гарантирует поставку максимум 52 млрд кубометров газа Украине, а Киев со своей стороны обязуется покупать у России ежегодно минимум 80% от этого объема, или 41,6 млрд кубометров. По этому правилу, даже если Киев не выбирает столько, заплатить за 41,6 млрд кубов он все равно должен.
Как объясняет Миллер, общий долг Нафтогаза перед Газпромом на 28 мая 2015 года составляет 29,5 млрд долларов. В него входят, во-первых, долг за поставки газа в 2013–2014 гг. плюс пени в размере 2,6 млрд долларов, во-вторых, долг за поставки Газпромом газа на Юго-Восток Украины в этом году в размере 200 млн долларов. И в-третьих – так и не оплаченные Нафтогазом штрафы по условию «бери или плати» за 2012, 2013 и 2014 годы. Штраф за недобор газа в 2012 году составляет 7,1 млрд долларов, в 2013 году – 11,4 млрд долларов, и в 2014-м – 8,2 млрд долларов.
Украина с каждым годом снижала объемы закупки российского газа. Если в 2011 году Нафтогаз закупил 40 млрд кубометров, то в 2013 году – только 25,8 млрд кубометров, а в 2014 году – и вовсе 15,3 млрд кубометров, что связано с резким падением промышленного производства и ростом цен.
Напомним, что в Стокгольмском арбитраже уже лежат иск Нафтогаза с претензиями по цене на поставленный газ и иск Газпрома о взыскании с Нафтогаза задолженности в размере 4,5 млрд долларов за поставки газа. Вопрос с ценообразованием является больным и для Восточной Европы, поэтому по этому украинскому иску решение сложно предугадать.
Но не признать условие «бери или плати» суду будет сложно. Условие «бери или плати» прописано в договоре с Нафтогазом, поэтому юридически Газпром должен выиграть спор через суд. Более того, точно такое же правило «бери или плати» прописано и в европейских контрактах, и европейцы как раз изо всех сил стараются ему следовать, чтобы не стать нарушителями. Даже если потребление газа снижается (например, летом), а законтрактованные объемы закупки оказываются выше. Чтобы не нести убытки, «лишний» газ просто перепродается. И одним из его покупателей, кстати, является сама Украина (речь о реверсном топливе).
Еще одним аргументом Газпрома в суде по украинскому долгу за недобор газа будет зимний газовый пакет. В этом документе прописывается не только цена на газ для Украины со скидкой, но и отказ Газпрома от условия «бери или плати» в течение пяти месяцев (с 1 ноября 2014 года по 31 марта 2015 года). В начале апреля действие этого правила было заморожено для Украины еще на три месяца.
Максимум, что может сделать суд, встав на сторону Киева, это пересчитать выставленный счет Газпрома в меньшую сторону. Например, если Стокгольм примет неожиданное решение по другому иску – по формуле цены – в пользу Нафтогаза. Сейчас чистый долг за недобор газа составляет 26,6 млрд долларов (если вычесть долги за поставленный газ, в том числе в Донбасс).
«Единственное, на что может ссылаться Украина в суде – это ее традиционная «отмазка» – на пункт в договоре, что контракт не действует, если есть серьезные изменения условий работы», – говорит Симонов.
Конечно, рассчитывать на то, что Украина сможет вернуть эти деньги, даже при положительном для Газпрома решении суда не приходится. Страна в этом году объявит дефолт, если так и не договорится с кредиторами по еврооблигациям. Киев сейчас еле-еле находит деньги на покупку импортного газа, в основном это кредитные средства. Однако это будет как минимум психологическая победа. И, возможно, немного отрезвит потерявшую чувство реальности киевскую власть.
«Главный посыл, который Россия хочет донести до Украины этим иском: «Ребята, мы от вас уже так устали. Сидите тихо до 2020 года, а в 2020 году мы с вами распрощаемся (в этом году заканчивается действие газовых договоров). Давайте по-человечески проживем еще несколько лет. Не занимайтесь ерундой», – считает Симонов.
По его мнению, последней каплей для Газпрома стало заявление Украины об иске в Стокгольм для изменения транзитного контракта. Во-первых, Киев требует с Газпрома компенсаций за то, что поставлял меньше 110 млрд кубометров газа по транзитной трубе. Во-вторых, хочет переписать транзитный тариф по RAP-методике.
«Украина уже совсем заигралась», – считает Симонов. «В контракте действительно зафиксирован объем транзита газа через территорию Украины в 110 млрд кубометров в год. Но это лишь пожелание. В контракте не прописаны никакие штрафные санкции за снижение транзитных объемов», – говорит он.
«Желание Украины считать тарифы за транзит газа по RAP-методике – это вообще анекдот. Такая методика означает инвестиции со стороны Украины в газотранспортную инфраструктуру с их возвращением через транзитные тарифы. Но Украина вообще инвестиции не делала. Именно поэтому ГТС Украины находится в таком плачевном состоянии. Во-вторых, в контракте такая методика не прописана, никаких RAP-тарифов там нет», – объясняет эксперт.
То есть Украина хочет получить компенсации, которые в транзитном контракте не прописаны, и применить к транзиту формулу тарифообразования, которой в контракте нет. «Это уже сверхнаглость. И это после того, как мы сохранили 100-долларовую скидку и сделали все, чтобы не заморозить страну», – поражается Константин Симонов.