Агентство Fitch присвоило России рейтинг «BBB-», снизив его на одну ступень с «BBB». Прогноз агентства относительно рейтинга РФ «негативный». «BBB-» является самым низким рейтингом в категории, которую инвесторы обозначают как «инвестиционную». Следующая ступень в методологии Fitch – «ВВ+» – относится к «спекулятивному» уровню.
Россия все еще может избежать снижения рейтинга до уровня ниже инвестиционного с учетом значительных золотовалютных резервов
Fitch Ratings на самом деле не первым понизило рейтинг России до последней ступени инвестиционного уровня. Первым это сделало рейтинговое агентство Standard & Poor's. Более того, S&P в конце декабря поставило рейтинги России «BBB-» на пересмотр с возможностью снижения, предупредив, что есть по крайней мере 50-процентная вероятность, что Россия может потерять рейтинг инвестиционного уровня впервые за последние десять лет. Если S&P ухудшит рейтинг России хотя бы на одну ступень, он станет «мусорным». Окончательное решение S&P примет в середине января.
Двойственность оценок
В Fitch причинами такого решения назвали ухудшение экономических перспектив страны в свете резкого обвала стоимости нефти и негативного влияния санкций Запада, которые оказывают давление на экономику, блокируя доступ российских банков и корпораций к внешним рынкам капитала. Плюс падение курса рубля в сочетании с ростом процентных ставок также вносит негатив в перспективы экономики России.
ВВП России, выросший всего на 0,6% в 2014 году, как теперь ожидает Fitch, сократится на 4% в 2015 году, тогда как ранее в агентстве предполагали, что снижение составит всего 1,5%. Инфляция в РФ по итогам текущего года, как отмечает Fitch, установится на уровне 8,5%. Помимо этого, Fitch прогнозирует, что в течение года бюджетный дефицит в России составит 3,7% от ВВП. В агентстве считают, что предстоящие два года будут достаточно сложными, и экономический рост в России возобновится не ранее 2017 года. Причина – в ожидаемом резком сокращении потребления и инвестиций, которые лишь частично компенсируются за счет улучшения показателя чистого экспорта, обусловленного резким падением объемов импорта, отмечает рейтинговое агентство.
Fitch также указывает на сокращение международных резервов РФ, так как ЦБ РФ тратит на поддержку рубля золотовалютные резервы. В итоге к концу 2014 года резервы страны составили менее 390 млрд долларов, что на 120 млрд долларов меньше, чем в конце 2013 года. Это оказалось хуже прогнозов агентства.
Однако резервы создаются именно для того, чтобы с их помощью стране легче было переживать экономические неурядицы, в первую очередь из-за падения цен на нефть, которые в этот раз еще и тесно переплелись с политическим и экономическим давлением на Россию, не желающую следовать указаниям США и ЕС по поддержке националистического правительства Украины.
Более того, в самом Fitch указывают, что сокращение резервов в 2015 году Россией существенно замедлится: если за 2014 год они снизились на 120 млрд долларов, то за 2015 год будет потрачено только 75 млрд долларов. К концу 2015 года они снизятся до 315 млрд долларов, ожидает Fitch. «Ускоренный переход к плавающему валютному курсу приостановил сокращение резервов», – отмечают эксперты Fitch.
Таким же образом там двояко говорят о последствиях для экономики России от ситуации с рублем и с повышением ставок: «Обесценивание рубля, волатильность на фондовом рынке и резкий подъем ставок с 10% до 17% нанесли серьезный удар по банковскому сектору», – указывает Fitch. Но агентство тут же добавляет, что российские власти предприняли своевременные меры для поддержки финансового сектора.
Кроме того, рейтинговым агентствам не стоит забывать о невероятно низкой долговой нагрузке России – всего 13% ВВП (тогда как у многих развитых стран долги достигают 100% и выше, при этом их рейтинги никто не опускает до «мусорных»), а также о сбалансированном государственном бюджете. Не секрет, что девальвация рубля помогает бюджету страны выстоять при резком падении цен на нефть.
Как отмечает министр экономического развития Алексей Улюкаев, «отличительной чертой 2014–2015 годов от 2008 года является гораздо большая устойчивость бюджетной системы». «Эффект плавающего курса позволяет автоматически балансировать рублевые доходы бюджета при ухудшении конъюнктуры рынка экспортных товаров».
Кроме того, краткосрочный внешний долг бизнеса меньше, чем тогда. «Общая величина корпоративного долга – порядка 670 млрд долларов, она серьезно сократилась за 2014 год. Сейчас корпоративный внешний долг меньше 35% ВВП. Это вполне комфортная ситуация. Краткосрочный долг гораздо меньше, чем был в 2008 году, достаточно комфортен и график платежей. Никакого резона прибегать к экстравагантным мерам нет», – считает министр.
Что касается ухудшения прогноза по российской экономике, то у другого агентства – Moody's – ожидания еще хуже, чем у Fitch: российская экономика сократится на 5,5% в 2015 году (у Fitch – на 4%) и на 3% в 2016 году. При этом это рейтинговое агентство держит российские суверенные рейтинги «Baa2», а это аналог «BBB» у Fitch и S&P. То есть у Moody's по-прежнему более высокий рейтинг по России. Хотя прогноз по ним «негативный», то есть рейтинг может быть снижен. Но это агентство пока не торопится с поспешными выводами.
Чем опасен «мусорный» рейтинг
Опрошенные Bloomberg эксперты отмечают, что возможность такого снижения рейтинга России рынки давно учли и зачастую уже не обращают внимания на оценку рейтинговых агентств состояния экономик разных государств. «Это решение вряд ли будет иметь серьезные последствия, так как рынки уже учли это», – говорит Владас Заборовскис, управляющий банка SEB фондом облигаций Восточной Европы, в т. ч. долгом России.
Доходность госбондов РФ является одной из самых высоких среди развивающихся стран – на уровне 7% за долларовые бонды со сроком погашения в сентябре 2023 года. Доходность аналогичных гособлигаций Ливана составляет 5,9%. Кредитный рейтинг Ливана от S&P находится на уровне «B-», что на шесть ступеней ниже российского рейтинга «BBB-».
Однако «мусорный» рейтинг опасен тем, что в этом случае многие крупные инвестфонды начнут избавляться от российских акций и облигаций просто потому, что они не имеют права держать в своем портфеле бумаги стран с неинвестиционным рейтингом. Российские компании и регионы автоматически не смогут иметь рейтинги выше суверенного рейтинга страны. То есть снижение суверенного рейтинга России повлечет за собой и снижение корпоративных рейтингов российских компаний и банков. При этом во многих соглашениях по кредитам и облигационным займам, которые привлекали российские заемщики на мировых рынках капитала, оговаривается, что если нет инвестиционного рейтинга, то наступает досрочное требование по погашению кредита. На практике это означает рост оттока капитала.
«Я ожидаю, что S&P снизит рейтинг России до «мусорного» уровня в течение ближайших трех месяцев», – говорит Вин Син, руководитель нью-йоркской Brown Brothers Harriman & Co. по глобальной стратегии развивающихся рынков.
Однако не все эксперты придерживаются пессимистичных взглядов. «Россия все еще может избежать снижения рейтинга до уровня ниже инвестиционного с учетом значительных золотовалютных резервов», – отметил руководитель отдела исследований emerging markets в лондонском филиале Commerzbank Симон Кихано-Эванс. При этом, говорит он, «решение S&P будет зависеть от прогресса на переговорах России с Евросоюзом по ситуации на Востоке Украины». Таким образом, даже эксперты признают политическую ангажированность рейтинговых агентств, которые принимают решения не из экономических соображений, а из политических.
До конца нельзя исключать того, что рейтинговые агентства все же решат в угоду политике понизить рейтинг России до «мусорного». Поэтому российское правительство начало обсуждать возможность выкупа корпоративных облигаций, в первую очередь в иностранной валюте. «Что касается возможности приобретения, скажем, корпоративных облигаций, особенно облигаций, номинированных в валюте, то, с моей точки зрения, это совершенно разумное было бы поведение. Мы обсуждаем сейчас этот вопрос, надо понять еще, из какого источника можно было бы это сделать. Безусловно, финансово и экономически это было бы рационально», – сказал недавно Улюкаев.