Комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер намерен в конце августа предпринять новую попытку урегулировать газовый спор между Москвой и Киевом и добиться гарантий бесперебойного энергоснабжения для Украины. Во время визита в российскую столицу он обсудит украинский вопрос с министром энергетики РФ Александром Новаком и председателем правления Газпрома Алексеем Миллером, рассказал Эттингер в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, опубликованном во вторник, 5 августа.
С какой целью Россия должна предоставлять более низкую цену, когда Киев в это же время покупает реверсный газ по 380 долларов?
Еврокомиссар рассказал, как на этот раз собирается урегулировать спор Киева и Москвы. Он предлагает сторонам договориться о временных ценах на поставки газа, пока окончательно не будут устранены разногласия вокруг требований российской стороны значительно увеличить цену на газ, заявил еврокомиссар, передает AFP.
Эттингер, конечно, лукавит, говоря о том, что в неразрешении газового спора виновата Россия. На данный момент переговоры по газовому вопросу прерваны, и причина исключительно в непримиримой позиции Киева. Напомним, что после перевода Украины на предоплату за поставки газа с 16 июня Киев отказался платить авансом. С тех пор российский газ для нужд Украины от Газпрома не поступает. Введение предоплаты – вынужденная и абсолютно законная практика, так как Нафтогаз получал газ, но не платил за него. Неплатежи стали хроническими, а долг вырос до астрономических цифр – более 5 млрд долларов. Транзитный газ через Украину в Европу, конечно, продолжает идти в рамках контрактных объемов с Газпромом.
При этом Киев покупает российский газ у Европы в реверсном режиме. Самое смешное, что этот реверсный газ обходится Украине в 370–380 долларов за тысячу кубометров, то есть по той же цене, по которой Россия предлагала Киеву покупать свой газ у нее. При этом Европа не может отдавать Украине столько российского газа, сколько ей нужно для спокойного прохождения пикового зимнего периода. Тогда как Газпром – легко. Более того, у Газпрома есть обоснованные претензии к схеме виртуального реверса, который юридически незаконен.
Однако украинские власти отказались от предложенной Россией цены в 380 долларов (на 100 долларов меньше, чем по контракту), потребовав абсолютно нерыночную цену в 268,5 долларов. Тем самым Киев прервал переговоры.
При этом у Европы покупать газ по 380 долларов Порошенко не считает «зазорным» и не обвиняет Брюссель в нерыночном подходе. Это ярко демонстрирует, что газовый вопрос между Россией и Украиной не решен по воле самих украинских властей, а вернее неадекватного отношения политиков исключительно к Москве.
Что касается временной цены, то Эттингер не называет, какой она могла бы быть. При этом еврокомиссар предлагает установить эту цену до тех пор, пока не появятся итоги арбитражных разбирательств. «Конечно, такой промежуточный вариант должен включать в себя полную оплату неоплаченных счетов-фактур», – добавил еврокомиссар.
Речь идет о взаимных исках Нафтогаза и Газпрома в Стокгольмский арбитраж. Киев будет пытаться изменить прописанную в газовом контракте формулу цены на газ, а Газпром – добиться оплаты украинских долгов за уже поставленный газ. На арбитражные разбирательства по существу потребуется не меньше года. «Если учесть, что процедуры начались в начале лета, то к следующему лету суд может закончиться, хотя не обязательно, он может продлиться и 1,5 года, и более», – говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Обещание оплаты счетов-фактур, вероятно, предполагает оплату газовых долгов Украины.
«Не очень понятно, что значит временная цена. Если брать цену в 380 долларов, которую предложила Россия, то она находится примерно посередине между нынешней контрактной ценой (480 долларов) и ценой, которую предложил Киев (268,5 доллара)», – говорит замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его мнению, скорее всего, еврокомиссар хочет предложить промежуточную цену между 380 и 268,5 доллара.
Таким образом, речь может идти о временной цене на газ для Украины в 326 долларов за тысячу кубометров. «Однако с какой целью Россия должна предоставлять более низкую цену, когда Киев в это же время покупает реверсный газ по 380 долларов? То есть по той цене, по которой отказывается покупать газ у Москвы», – считает Гривач. Ко всему прочему, на Киеве висит огромный неоплаченный объем газа – более 11 млрд кубометров газа за 2013–2014 годы. «Если исходить из контрактной цены, то долг Украины оценивается в более чем 5 млрд долларов. Если брать цену в 380 долларов (предложенную Россией), то долг оценивается в 4,5 млрд долларов», – отмечает Гривач.
Если с временной ценой ЕК действительно предлагает Киеву как «бонус» пообещать еще оплату газовых долгов Украины, то это уже другой вопрос. Однако и это не гарантирует решение конфликта. «Я думаю, что Украина не согласится на такую схему безотносительно позиции России. Просто потому, что у Украины нет ни 5, ни 4,5 млрд долларов и никто ей эти деньги сейчас не даст», – полагает Алексей Гривач.
Коль скоро ЕС так обеспокоен этой проблемой (понимая, что зимой может столкнуться с дефицитом газа из-за воровства Украины из транзитной трубы), то Европа могла бы дать если не свои деньги на оплату украинских долгов, то, как вариант, предложить собственные финансовые гарантии оплаты этого долга. Но ЕС вряд ли пойдет на это, сомневается также Гривач. Практика показала, как МВФ и ЕС скрепя сердце выдают уже обещанные кредитные транши.
Киев не поддержит идею оплаты долга, а Москве, очевидно, не понравится предложение поставить более низкую временную цену, поскольку потом выбить деньги даже в случае адекватного решения арбитража будет непросто, как показывает практика. «Само предложение спекулятивное, просто для того, чтобы начать разговор. В принципе, это предложение не сильно отличается от того, что Эттингер предлагал в июне. Но, к сожалению, украинская сторона не вызывает никакого доверия, поэтому с ней невозможно подписывать такие долгосрочные соглашения. Как говорил Черномырдин, «деньги на бочку». Чтобы продолжать разговоры, деньги должны быть уплачены за уже поставленный газ», – говорит Алексей Гривач.
Кроме того, Эттингер дал понять, что Евросоюз не допустит попыток России препятствовать реверсным поставкам газа из Европы на Украину. По его словам, установленные в ЕС рыночные правила позволят Украине закупать газ у стран ЕС и европейских энергоконцернов.
Газпром действительно против реверса газа из Европы, потому что он является виртуальным, а не физическим, что является нарушением законодательства. Это значит, что газ идет из Европы на Украину только на бумагах, а в реальности Нафтогаз просто отбирает его из своей транзитной трубы. Даже реверс из Словакии, который обещают пустить в сентябре, как писала газета ВЗГЛЯД, является бумажным. Хотя Словакия придумала способ юридически обойти эту проблему.
При этом реверс газа из Польши и Венгрии на Украину был начат еще в середине 2012 года и с перерывами зимой (по желанию самого Киева) продолжает идти сейчас. Поэтому заявления Эттингера, что Россия мешает реверсным поставкам, явно необоснованны. Другое дело, что реверсные объемы невелики и не могут спасти Украину и Европу от газового дефицита зимой. Спасением может быть только возобновление импорта российского газа на Украину.
«Поиск решения газовой проблемы отложился фактически на сентябрь – это не очень хорошо. И, похоже, это произошло по инициативе европейской стороны, которая не захотела жертвовать своим отпуском. А российские власти сильно не настаивали, понимая, что инициатива должна исходить от Европы, которая имеет хоть какое-то влияние на Киев», – говорит Алексей Гривач.
Он считает, что это потеря времени, которое необходимо Украине для подготовки к отопительному сезону. «Сейчас подготовка к зиме фактически приостановилась. Те объемы, которые закачаны в украинские ПХГ, не позволяют с уверенностью смотреть в будущий отопительный сезон», – утверждает Гривач.
В то же время, если в сентябре все-таки удастся решить основной вопрос и импорт российского газа на Украину возобновится, то еще есть шанс, что Нафтогаз с учетом некоторой экономии сможет пройти отопительный сезон с имеющимися запасами в ПХГ.
«Однако полностью от риска избавиться не получится. Все будет зависеть от погодных условий, насколько холодным будет осенне-зимний период, а также от поведения и готовности выполнять обязательства по транзиту. Потому что ситуация нестабильная, никто не сможет поручиться, что приказы руководства по ограничению потребления газа будут выполняться на местах беспрекословно», – считает Гривач. Не каждый чиновник на местах сможет ограничить поставки газа для своего завода или населенного пункта, поэтому нельзя будет исключать несанкционированный отбор газа из транзитной трубы.
Эттингер в свою очередь предлагает осенью проверить, сколько газа Россия ежедневно посылает через транзитную систему Украины и сколько газа идет в ЕС с границы Украины, дабы не было недопониманий и ложных обвинений. Схема поставок российского газа транзитом по территории Украины такова: Газпром на российско-украинской границе передает Нафтогазу определенный объем газа для транспортировки. Затем на украинско-европейской границе Киев обязан вернуть ровно столько же российского газа. В противном случае это означает воровство энергоресурсов.