Знаковым по итогам трехсторонних газовых переговоров в Берлине является то, что Россия и ЕС выступили единым фронтом. Их заявления идут в одном ключе, выбивается из строя только Украина. Так, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер по итогам переговоров заявил, что Нафтогаз в четверг готов перевести Газпрому 2 млрд долларов. «Таким образом будет дан ясный сигнал о ликвидности Украины», – сказал он. Затем до 7 июня Нафтогаз оплатит еще 500 млн долларов в качестве задатка за будущие поставки. Речь идет об июньских поставках.
Газовые переговоры пришли к тому, с чего начинали: Украина снова обещает погасить долги перед Россией только при возврате к цене в 268,5 долларов за тысячу кубометров
«Мы достигли определенного успеха между Россией и Украиной, мы еще не закончили работу, обе стороны должны согласовать результаты переговоров со своими премьер-министрами и президентами», – заявил Эттингер. По его словам, Евросоюз выделяет Украине финансовую помощь, но «откуда конкретно Киев возьмет средства на оплату газа – это его решение».
Глава Газпрома Алексей Миллер сделал тот же вывод из вчерашних переговоров: украинская сторона взяла в проработку вариант об оплате до конца недели долга за газ на 2 млрд долларов и еще 500 млн долларов в счет предоплаты.
Между тем долг Украины к началу мая уже вырос до 3,5 млрд долларов, а к началу июня, скорее всего, приблизится к 4 млрд и более. Однако Газпром все-таки пошел на уступки. Оплата 2 млрд долларов – «это хоть что-то», сказал Миллер.
Хотя Москва прекрасно понимает, что в этом случае остаются «риски неоплаты Украиной долга по предложенному варианту, и они существенные».
Москва все же готова рискнуть. Более того, Россия готова пойти на уменьшение цены на газ для Украины в части обнуления экспортной пошлины. Однако с учетом всех рисков объем снижения цены станет предметом переговоров только после оплаты части задолженности, сказал Алексей Миллер. Если часть долга будет оплачена, то в пятницу состоится следующая трехсторонняя встреча в Берлине, считает Миллер.
Еврокомиссар также заявил о том, что деньги – в четверг, а обсуждение обоюдно приемлемой цены на газ – уже в пятницу. При этом, по его словам, речь о том, чтобы снизить цену задним числом – с апреля. Именно в апреле Газпром отменил все скидки на газ для Украины, и цена для нее выросла до 480 долларов.
Вот только итоги прошедшей встречи по версии Украины идут вразрез с пониманием ЕС и России, как будто Украина говорит с партнерами на совсем другом языке, понятном только ей самой. На итоговой пресс-конференции в Берлине назначенный Верховной радой министр энергетики Юрий Продан уклонился от ответа на вопрос, оплатит ли Украина России часть долга до конца недели, и назвал выставленные Россией счета спорными.
А вечером «Нафтогаз Украины» распространил сообщение, в котором назвал переговоры безрезультатными и констатировал «отсутствие реального прогресса». На следующее утро, даже не взяв время, чтобы хорошо все обдумать, Киев окончательно свел на нет все переговоры накануне. Украина «ничего платить не будет» России за газ, если не будет достигнута договоренность о возвращении к прежней цене импорта голубого топлива на уроне 268,5 долларов за тысячу кубометров, заявил во вторник министр финансов Александр Шлапак. «Предложение «вы заплатите, а потом начнем говорить» нас не устраивает», – заявил Шлапак.
Таким образом, газовые переговоры пришли к тому, с чего начинали: Украина снова обещает погасить долги перед Россией только при возврате к цене в 268,5 долларов за тысячу кубометров. «Если нет такой договоренности, мы ничего платить не будем», – подчеркнул Шлапак.
Это тупиковая позиция, которая автоматически ведет к отключению поставок российского газа для Украины. Во-первых, даже ЕК признала, что Украине сначала надо заплатить хотя бы часть долга, чтобы потом можно было вести переговоры по цене.
Во-вторых, на заявляемую Украиной цену Россия никогда не согласится, потому что коммерческие отношения не предполагают, что один партнер должен торговать себе в убыток ради другого, не говоря уже о политической подоплеке. Для сравнения: средние цены в Европе на газпромовский газ составляют 400 долларов, для некоторых стран они выше. Цена трубопроводного газа для Китая не раскрывается, но, по экспертным оценкам, составляет 380–390 долларов за тысячу кубометров.
Цена в 286,5 долларов действовала для Украины лишь первые три месяца этого года в результате харьковской скидки (дана в 2010 году) и скидки по итогам переговоров Януковича и Путина в декабре 2013 года для поддержки экономики страны. Цена же в 480 долларов за тысячу кубометров складывается из контракта, подписанного в январе 2009 года, в том числе Юлией Тимошенко с украинской стороны.
И самое главное, ЕК, говоря о высокой цене на газ для Украины, ни разу не говорила о том, что она должна составлять 268,5 долларов. В документах ЕС цена на российский газ для Украины закладывалась на уровне 360 долларов. И это, скорее всего, нижняя планка, до которой готов уступить Газпром.
Украинское руководство активно использует двойные стандарты. Не желая отдавать долги, Киев не стесняется выставлять собственные счета за газ. Во вторник назначенный Верховной радой премьер-министр Украины Арсений Яценюк потребовал от России выплатить Киеву 1 млрд долларов за использование 2 млрд кубометров газа, принадлежащих Черноморнефтегазу. «Это в ценах российского Газпрома – 1 миллиард долларов», – сказал Яценюк.
Речь идет о единственном в Крыму Глебовском подземном газохранилище, которое принадлежит Черноморнефтегазу. До 17 марта он принадлежал Нафтогазу, однако после референдума о независимости Крыма нефтегазовая компания и ПХГ были национализированы и перешли в капитал новой компании – Крымского республиканского предприятия «Черноморнефтегаз». Киев же считает, что это предприятие является его экономической собственностью, так же как и газ, хранящийся в Глебовском подземном хранилище.
#{ussr}Ранее Киев уже выдвигал эти же претензии, чему в Крыму сильно удивились. «Никаких 2 млрд кубометров газа, о чем говорят украинские власти, нет. Тем более что эта цифра почти вдвое превышает емкость газохранилища. Если есть пол-литровая бутылка, в нее литр не зальешь. Поэтому претензии Минэнерго к нам необоснованны», – заявил ранее пресс-секретарь компании «Черноморнефтегаз» Валерий Котенев. По его словам, емкость Глебовского подземного газохранилища рассчитана максимум на 1,2 млрд кубометров газа. По состоянию на 15 мая в газохранилище было закачано лишь 768 млн кубометров газа.
Яценюк подытожил тем, чем грозит уже давно: если до 29 мая не будет достигнута договоренность с Россией по газовому вопросу, то Украина «встретится с Газпромом в Стокгольмском арбитраже». Ранее Яценюк предложил и самому Газпрому обращаться в суд, если он хочет вернуть украинские долги.
Требования Украины эксперты считают неприемлемыми, а позицию украинских властей – недальновидной. «Себе в убыток никто работать не может и не будет. Полагаю, что украинские коллеги должны понимать, что экономику Украины пока что нельзя возродить без поставок российского газа. Хотя, конечно, бывает, что политические моменты делают их (украинских политиков – прим. ВЗГЛЯД) зашоренными, и они не хотят реально оценивать положение вещей. Тем не менее, убежден, что с украинцами надо садиться за стол переговоров: президента они избрали, а там, глядишь, и появится правительство, в котором будут разумные люди», – говорит газете ВЗГЛЯД президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.
«Не надо забывать, что деньги у Украины «физически» есть – эти деньги выделил МВФ. Но Киев продолжает придерживаться тактики, которую иначе как цирком не назовешь: они выдвигают все новые и новые аргументы в пользу того, чтобы вообще не платить», – считает директор Фонда национальной энергетической безопасности, завкафедрой прикладной политологии Финансового университета при правительстве Константин Симонов.
Если высокая цена на газ для Украины является постоянным ее аргументом для того, чтобы не платить за поставки, то теперь появился новый аргумент: «Мы вам не платим, потому что вы у нас забрали Крым», отмечает эксперт. Избранный президент Петр Порошенко первым делом заявил, что Украина лишилась важной компании – Черноморнефтегаза, и пока-де Россия не заплатит за эту компанию компенсацию, никаких платежей за газ не будет. «Эта тема сознательно разгоняется. Кроме того, говорится о якобы найденных гигантских запасах газа в Крыму, которые потеряла Украина – эта версия готовится на случай, если вариант с Черноморнефтегазом не пройдет», – считает Симонов.
«Порошенко, видимо, рассчитывает на то, что Россия сейчас будет готова к каким-то уступкам. Это довольно недальновидный подход: Москва явно не намерена простить Киеву долг более чем в 3 млрд долларов», – резюмирует глава ФНЭБ.
Россия хочет, чтобы недружественное к России украинское правительство платило за газ по более высокой цене, чем та, что была установлена для правительства дружественного Януковича, отмечает политолог Сергей Марков. «При этом Запад хочет, чтобы был конфликт между Россией и Украиной, и чтобы через этот конфликт недружественное правительство платило такую же и даже меньшую цену, чем дружественное, поскольку все равно будет платить Запад – у Украины денег особо нет», – пояснил Марков.
Вся эта ситуация ведет к тому, что с 3 июня Россия будет вынуждена перекрыть вентиль для Украины. Это невыгодно для Евросоюза, потому что грозит перебоями транзита газа через Украину, что особенно важно зимой. При этом США крайне заинтересованы в остановке поставок российского газа на Украину, чтобы убрать Россию с европейского рынка. «Правительство Украины мало зависит от ЕС, только финансово, а политически полностью контролируется США. И своим требованием вернуться к прежней цене правительство Украины провоцирует конфликт, который приведет к срыву поставок газа в Европу. Фактически США руками киевской хунты провоцирует кризис поставки газа в ЕС», – отметил Марков.
Возможно, что Газпрому остается воспользоваться предложением Яценюка и подать на Нафтогаз в суд, чтобы вернуть долг. «Газпром выиграет любые суды, потому что многократное нарушение договорных обязательств было со стороны Украины», – считает генеральный директор компании GKFX Дмитрий Раннев.
Впрочем, суд для Газпрома – не очень хорошее и выгодное решение, потому что тут есть несколько подводных камей. Во-первых, данный суд может длиться годами, и когда вердикт в пользу Газпрома будет вынесен, то это уже будут не те деньги, да и судебные расходы надо будет нести. Во-вторых, даже если суд обяжет Нафтогаз погасить долг и тем самым встанет на сторону Газпрома, то все равно не факт, что Газпром получит свой долг.
«Нафтогаз может сослаться на то, что у него нет денег для погашения долга, и предоставить подтверждающие это документы. В итоге Нафтогаз будет выплачивать долг маленькими частями в течение нескольких лет, чем не нарушит решение суда. Таким образом, Газпром, может, получит свои деньги когда-нибудь, но они будут уже очень обесценены инфляцией и прочими факторами», – объясняет адвокат компании «Налоговик» Сергей Варламов.
Поэтому до реального суда скорее не дойдет, считают эксперты. Тем более, когда Евросоюз думает в едином ключе с Россией по украинскому долгу. «Воздействие европейских партнеров приведет к достижению компромисса в ближайшие несколько месяцев», – ожидает Раннев.