Лидеры ЕС обсуждают новые экономические меры давления на Россию. Некоторые в ЕК говорят о чисто символических санкциях, например о запрете импорта российской икры. Другие предлагают ударить по ключевым статьям российского экспорта, таким как алмазы, удобрения, нефть и газ, передает The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники.
Все они думают, что санкции нужны – но не такие, которые болезненно сказались бы на них самих
Официально в Брюсселе не говорят о том, какие именно дополнительные меры воздействия на Москву планируют принять. Ранее ЕК объявила о трех ступенях возможных санкций против России. Первые две уже пройдены и не имели каких-либо серьезных последствий для российской экономики и населения страны. Так, были приостановлены переговоры о безвизовом режиме и запрещен въезд в ЕС для некоторых официальных лиц.
Однако третья ступень – экономические санкции – это уже более серьезное решение по своим последствиям. И на прошлой неделе ЕС начал обсуждать возможность их введения после того, как в Донбассе начались пророссийские митинги. Европа опасается введения российских войск в восточные регионы Украины, хотя российские власти уже неоднократно заверяли, что не планируют вторжения на Украину.
Наблюдатели считают, что ЕС может принять решение о введении третьей ступени санкций на следующей неделе, в ходе внеочередного саммита глав государств и правительств ЕС.
Однако Евросоюз явно не торопится перейти к третьему шагу – реальным экономическим санкциям в отношении России, потому что понимает, что они ударят по экономике самой еврозоны, которая и без того сейчас чувствует себя не слишком уверенно.
Европейским странам крайне трудно достичь единогласия по России. Одни правительства склонны противиться санкциям, которые особенно сильно задели бы экономики именно их стран. Так, Испания и Кипр – сторонники осторожных мер. В то же время Швеция, Польша и Великобритания ищут возможности для оказания более сильного давления на Россию.
«Все они думают, что санкции нужны – но не такие, которые болезненно сказались бы на них самих», – заявил WSJ высокопоставленный чиновник, вовлеченный в переговоры.
Последствия обоюдные
Источники издания уверяют, что накануне на заседании ЕК обсуждался документ, где проанализированы последствия для всех стран ЕС при введении санкций и ответных мерах со стороны России.
Запрет на экспорт черной икры из России выглядит анекдотичным: Россия производит порядка 20 тонн черной икры в год, а экспортирует всего 5 тонн – на 6 млн долларов, указывает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
А вот запрет на экспорт российских алмазов больней ударил бы не по России, а по Бельгии, которая является ведущим мировым центром по торговле драгоценными камнями. В Антверпенском всемирном алмазном центре опасаются, что запрет на покупку российских сырых алмазов будет иметь необратимые негативные последствия – торговые потоки сразу перетекут в другие алмазные центры. Оправиться от такого удара Бельгия просто не сможет.
При этом Россия легко компенсирует потери и начнет экспортировать свои алмазы в Дубай или Индию. Речь в первую очередь идет о российской «Алросе», которая занимает 27% мирового производства алмазов. «Доля алмазов в российском экспорте, как правило, не превышает 1%. И кроме Европы российские алмазы поставляются также в Израиль и страны Ближнего Востока», – говорит Лукашов.
Либо такой экспортный запрет Бельгия решит просто обойти. Не исключено, что в случае прямого запрета поставок российских алмазов в Европу эти же алмазы будут поставляться через другие страны и под другими брендами, говорит газете ВЗГЛЯД глава департамента энергетического консалтинга ГК «АКИГ» Дмитрий Куфтерин. В этом случае «алмазная» санкция окажется такой же символической, как и «икорная».
Что касается удобрений, то их доля в совокупном российском экспорте уже не так мала – порядка 6,5%. «Однако вряд ли европейские идеи принесут существенный ущерб», – считает Лукашов.
Россия является одним из крупнейших производителей фосфоросодержащих удобрений, 90% российского диаммонийфосфата и моноаммонийфосфата поставляется на экспорт. Западная Европа импортирует более 60% российского производства, страны Юго-Восточной Азии – 26%.
Запрет на покупку российских удобрений может ударить по российским ЕвроХиму и ФосАгро, однако лишь временно. Основным рынком сбыта для российских удобрений продолжают оставаться страны Латинской Америки, Китай и Индия. Поэтому в случае санкций российские компании смогут перенаправить свои потоки из Европы в Азию.
Китай и Бразилия хоть и производят довольно много своих удобрений, но нуждаются в еще большем их количестве. Производство собственных фосфорных удобрений в Индии базируется в основном на импортном сырье. Более того, почти не имеют собственной базы для производства фосфорных удобрений Аргентина, Таиланд, Пакистан, Иран, Турция, Египет, Сирия, Испания, Италия, Франция и бывшие советские республики.
В целом объем европейско-российской торговли составляет лишь 1% суммарного ВВП Евросоюза, тогда как для России – 15% ВВП. Однако многие страны Европы боятся того, что из-за введения эмбарго на российский экспорт без работы могут остаться сотни тысяч жителей еврозоны.
К примеру, в Литве без работы могут остаться 20 тыс. человек, если разрушить экономические связи с Россией, посчитала госсекретарь министерства благосостояния Иева Яунземе. Самые большие проблемы могут возникнуть у «Латвийской железной дороги» (Latvijas Dzelzcels). Проблема безработицы также коснется работающих в рыбоперерабатывающей отрасли, в частности занятых в производстве шпротных консервов.
В ФРГ могут лишиться рабочих мест примерно 300 тыс. человек, которые сейчас существуют благодаря экономическим связям с Россией, посчитал глава Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес. Другие немецкие компании называют и более крупные цифры – 350 и даже 400 тысяч немецких трудящихся останутся без работы, если разрушить экономические связи с Россией.
Отказ от нефти и газа
Конечно, наиболее серьезной мерой со стороны ЕС могло бы стать ограничение на импорт российских нефти и газа. Однако некоторые страны Восточной Европы, например Литва, зависят от российских газовых поставок практически на 100%. В целом на Запад идет более 80% российских поставок нефти и газа.
Заменить российские энергоресурсы Европе просто не на что. В том числе и потому, что только одна Россия все это время вкладывала в развитие энергетической инфраструктуры в Европе. Те же США, которые заявляют, что якобы обеспечат Европу и Украину своим газом, не потратили на это в реальности ни копейки. Поэтому пока это только голословные заявления, не имеющие под собой фактической основы.
Даже если США разрешат юридически экспорт своего газа в Европу, это не значит, что он поплывет через океан. Ни у продавца, ни у покупателя нет необходимых для этого СПГ-терминалов. Не говоря уже об экономической обоснованности транспортировки СПГ в Европу, тогда как в Азии есть много желающих приобрести его по цене вдвое выше. И в ЕС все это прекрасно понимают. «Есть такие секторы, как энергетика, в которых мы окажемся более наказанными, чем Россия», – заявил на днях министр иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерс в интервью радиоканалу Bel RTL. По его словам, санкции отразятся на самих европейских государствах, поэтому нельзя стрелять себе в ногу.
Россия от потери европейских покупателей, конечно, тоже пострадает. Президент Федерального объединения оптовой и внешней торговли Германии (BGA) Антон Бёрнер посчитал, что в этом случае она лишилась бы доходов в размере 100 млн долларов в день, что, несомненно, ударило бы по бюджету и экономике страны. Но Газпром довольно быстро может отправить свой газ в азиатские страны. Китай уже давно хочет этого.
Европейские страны не смогут полностью отказаться от поставок трубного газа, когда 35% газовых потребностей они закрывают благодаря российскому газу, заявил в четверг в ходе прямой линии президент Владимир Путин. По его словам, в этом вопросе есть только одна проблема – транзит голубого топлива через территорию Украины, «с которой очень трудно договариваться по энергетической проблематике».
Если Европа реализует свою угрозу и заморозит строительство «Южного потока», она останется один на один с этой украинской проблемой. «Южный поток» будет снабжать лишь две страны из «старой» Европы – Италию и Австрию. Остальной газ должен пойти в страны Восточной Европы, которые вряд ли смогут сильно сопротивляться, если «Южный поток» попадет под санкции. В итоге Восточную Европу будут заставлять покупать российский газ как сейчас – с увесистой украинской наценкой», – говорит Дмитрий Лукашов.
Кроме того, страны Восточной Европы по-прежнему будут встречать каждую зиму с опасениями замерзнуть, потому что Украина, отказывающаяся платить за собственный российский газ, легко может оставить их без газа. Так уже было зимой 2009 года.
Что касается нефти, то зависимость Европы от российской нефти еще более существенная. Если доля нашей страны на рынке газа ЕС составляет порядка 30%, то на рынке нефти доходит до 70%, говорит Дмитрий Лукашов.
Отказ Европы от нефти может сильней отразиться и на бюджетных доходах России, потому что «основные доходы от нефтегазовых доходов у нас поступают не от газа, а от нефти», говорит Владимир Путин. «Если в долларовом эквиваленте, то в прошлом году доходы от нефти составили 191–194 млрд долларов, доходы от газа – примерно 28 млрд долларов», – отметил он.
Однако, по его словам, навредить России в нефтяной сфере может только Саудовская Аравия. «Она может нарастить добычу и снизить цену на мировом рынке, но если Россия снизит цену до 85 с 90 долларов за баррель, Аравия прогорит», – говорит президент. Однако он сомневается, что Саудовская Аравия, с которой у России дружеские отношения, пойдет на резкие изменения во вред себе и экономике России. «Они действуют в рамках ОПЕК, а там много наших сторонников. Резко повышать добычу можно только согласованно в рамках ОПЕК», – добавил президент.
Кроме того, такие действия невыгодны самим США. «Нефть котируется и продается в долларах. Если цены упадут, то и спрос на доллары упадет, доллар потеряет свое значение», – говорит Владимир Путин.
Не исключено, что Европа все-таки введет экономические санкции. Однако, скорее всего, они коснутся только второстепенных областей производства, а ключевые отрасли, в том числе экспорт нефти и газа, не затронут, считает Дмитрий Куфтерин.
Идти на экономические санкции Европу подталкивают США, которые, не имея тесных торговых отношений с Россией, не могут сами как-либо серьезно навредить Москве. Отдуваться предлагают Европе, которой из-за слабости своей экономики крайне невыгодно терять даже самого маленького торгового партнера.
Создается ощущение, что теперь не Украина, а Европа пытается усидеть на двух стульях – с одной стороны, политически ублажить США, введя экономические санкции против России, а с другой – сохранить коммерческие отношения с Москвой, чтобы не вернуться в рецессию самим. Единственный выход для Европы – придумать символические экономические санкции для России типа запрета экспорта черной икры.