В Совете Федерации разрабатывают законопроект, предусматривающий конфискацию имущества, активов и счетов европейских и американских компаний, включая частные, в случае применения санкций к России. Эта инициатива должна стать ответом России на введение против нее санкций. «Любые санкции должны быть обоюдными», – заявил автор готовящегося законопроекта, глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас.
Это явно соответствует европейским стандартам. Достаточно вспомнить пример Кипра, когда конфискация стала одним из условий оказания стране помощи со стороны ЕС
Эти меры намерены прописать в отдельном федеральном законе. Правом конфискации планируется наделить президента и правительство для защиты суверенитета страны от покушений, сказал Клишас.
В РФ работают такие американские гиганты, как Coca-Cola, ConocoPhillips, Microsoft, McDonald's, Wrigley, Procter & Gamble, PepsiCo, Philip Morris, Ford, General Motors, Hewlett-Packard, Chevron. У многих из них в России есть заводы. Например, Coca-Cola Hellenic владеет в России 14 заводами, включая два завода «Мултон».
У GM есть СП с АвтоВАЗом и завод в Питере, у Ford также завод в Санкт-Петербурге. Кроме того, у многих компании десятки дистрибуционных центров или торговых точек, как, например, у McDonald's. Американские компании в 2013 году инвестировали, включая портфельные инвестиции, 14 млрд долларов в Россию.
По словам Клишаса, в настоящее время юристы «тщательно изучают вопрос», насколько такая возможная конфискация активов и счетов зарубежных компаний, в том числе и частных, а также частных лиц соответствует Конституции.
«Но в том, что это явно соответствует европейским стандартам, мы не сомневаемся. Достаточно вспомнить пример Кипра, когда конфискация стала, по сути, одним из условий оказания стране помощи со стороны Евросоюза», – заявил Клишас.
Юридически все чисто
«Напрямую Конституции этот законопроект не соответствует», – говорит газете ВЗГЛЯД партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Однако есть юридические возможности оправдать такие меры, например, необходимостью проверки зарубежной компании, в том числе и частной, или частного лица. «Можно заявить, что есть основания полагать, что такие-то компании и частные лица нарушают законы РФ и угрожают суверенитету РФ, и арестовать их активы и имущество до выяснения всех обстоятельств», – рассуждает юрист.
Статья 8 пункт 1 российского закона об иностранных инвестициях предусматривает возможность принять дополнительные законы и предусмотреть случаи национализации и реквизиции имущества, чем, собственно, сейчас СФ и планирует заняться, говорит управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Кира Гин-Барисявичене.
Конечно, основанием для конфискации в целом ряде зарубежных стран, например в Китае, США и Австрии, является только установленный судом факт незаконного обогащения. Например, лидером в Евросоюзе по применению конфискации считается Италия, где в бизнесе активно участвует мафия, рассказывает юрист. Причем в Италии недвижимость забирают, даже когда уголовное дело прекращено за недоказанностью, если исчез свидетель или уничтожены другие доказательства и когда член мафии не может объяснить происхождение своего имущества. А во Франции, например, общая конфискация назначается лишь за так называемые преступления против человечества, а также за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Однако опыт Кипра показал, что демократические страны могут идти намного дальше. «Пример конфискации денежных средств на Кипре, когда владельцы денежных средств не были признаны судом виновными, стал прецедентом, приемлемым для стран, придерживающихся демократического режима», – говорит Гин-Барисявичене.
Убытки понесут все
Конечно, если законопроект примут, то зарубежные инвестиции в реальную экономику резко снизятся. Только в январе этого года отток капитала из России составил 17 млрд долларов. «Компании быстро отреагируют и начнут выводить свой бизнес из страны. Инвестиционный климат, который создавался за последние годы, и все попытки его улучшить нивелируются полностью», – считает эксперт проекта «Общественная Дума» Сергей Литвиненко.
Причем, по его словам, это может начать происходить уже сейчас. «Не очень быстро, но подобный отклик от зарубежных компаний будет. По крайней мере те, кто собирался вкладывать в российскую экономику, точно пока заморозят это решение», – считает Литвиненко. Впрочем, первый вице-президент общероссийской организации «Российский клуб финансовых директоров» Татьяна Касьянова считает, что те западные компании, которые работают в России много лет и получают прибыль, все-таки не уйдут, но факт, что не придут новые: риски слишком высокие.
Если дело дойдет до реальных обоюдных санкций, то убытки понесут все. «Потери будут чрезвычайно огромными, суммы убытков будут измеряться десятками миллиардов, а если это затянется, то и сотнями. Причем российской стороне будет хуже, чем американской и европейской, поскольку российских представителей бизнеса за границей куда больше, чем иностранных в РФ, – говорит Литвиненко. – Но если Россия наладит связи, например, с азиатскими странами, с Бразилией и подобными ей государствами, то может потерять меньше и ослабить влияние США и ЕС на свою экономику».
Однако экономисты пока не верят, что дойдет до реальных экономических санкций, по крайней мере со стороны ЕС. Многие страны, особенно европейские, явно не в восторге от необходимости следовать желанию США и вводить экономические санкции в отношении России. Так, Япония и Китай не собираются потакать и поддерживать инициативу США. Да и в Европе нет единой линии, в частности, Британия и Германия довольно сдержанно говорят о такой возможности.
«Вопрос о крупномасштабных торгово-экономических санкциях, например эмбарго на энергетические ресурсы, со стороны Запада пока не стоит на повестке дня по двум причинам. Во-первых, Запад расколот. ЕС не разделяет более жесткую позицию США. Во-вторых, санкции могут навредить самому Западу», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент общероссийской организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Она считает, что Запад ограничится визовыми ограничениями для официальных лиц, заморозкой счетов российских чиновников и прекращением военного сотрудничества.
Европа боится
РФ – третий после США и Китая торгово-экономический партнер ЕС. На ЕС приходится почти 50% торгового оборота России.
Даже в секретном документе о возможных санкциях Британии, который выложила британская газета «Гардиан» (публиковала разоблачения Сноудена), прямым текстом говорится, что «Британии не следует поддерживать на данный момент торговые санкции (...), или закрывать финансовый центр Лондона русским», или присоединяться к другим странам ЕС в поддержке визовых ограничений для российских должностных лиц.
Главное, что Европа очень сильно зависит от российских энергоносителей. Аналитики Citi посчитали, что порядка 31% импорта газа и 27% нефти поступает в ЕС из России. Заменить российских поставщиков энергоресурсов Европа, может, и хотела бы, но не имеет никакой возможности.
Позиции России на европейском рынке в этом году абсолютно стабильны, потеснить Газпром некому, говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда экономической безопасности Константин Симонов. «Новых СПГ-проектов в ближайшие годы не будет. Можно ожидать следующей волны СПГ, когда на рынок выйдет австралийский СПГ, но это произойдет точно не в 2014 году. Север Африки по-прежнему в понижающем тренде, Норвегия также не способна наращивать объемы», – поясняет Симонов. «То есть все факторы, которые обеспечили Газпрому рекорд экспорта газа в 2013 году, сохраняются и в 2014 году», – говорит эксперт.
В 2013 году поставки российского газа в Западную Европу увеличились на 20% до 127 млрд кубометров, в Восточную и Центральную Европу – на 4,3% до 34,43 млрд кубометров. Всего Европа покупает у России целых 161,48 млрд кубометров. Что касается черного золота, то в 2013 году Западная Европа импортировала 236 млн тонн российской нефти и 151 млн тонн нефтепродуктов. Вряд ли ЕС захочет столкнуться с дефицитом газа и бензина в стране.
США не сильно навредят
США, в отличие от ЕС, не являются крупным торговым партнером России: в прошлом году общий объем торговли между ними составил менее 40 млрд долларов. Если экономические санкции против России будут введены только Соединенными Штатами, то эффект от них будет слабым, пишет The New Republic.
«Санкции США не сильно навредят России, – соглашается Тамара Касьянова. – У нас почти нет экономических отношений: в 2013 году на США приходилось всего 3,3% внешнеторгового оборота России». Основная доля экономических отношений приходится на банки и энергетические компании, поэтому жизнь российским банкам, которые берут американские займы, это, конечно, осложнит, добавляет она.
При этом если Европа не пойдет на поводу у США и не решится на санкции, грозящие ей реальным дефицитом газа и бензина, то она все равно может пострадать. Любые санкции против России в силу связей между экономиками России и ЕС нанесут вред европейским странам, пишет The New Republic. Как минимум санкции могут привести к резкому росту цен на нефть и газ, так как Россия является одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов в мире. Этому явно не обрадуется Европа.
Накануне президент Владимир Путин уже предупредил, что всем, кто предлагает ввести против России какие-то экономические санкции, стоит сначала подумать о том, как это отразится на них самих. «Конечно, в современном мире, когда все взаимосвязано и все друг от друга зависят, так или иначе можно нанести какой-то ущерб, но это будет взаимный ущерб. И об этом нужно подумать», – заявил президент.
Чем грозят России
В понедельник Пентагон заявил, что США замораживают военные связи с Россией из-за событий на Украине. Также США приостанавливают предстоящие торговые и инвестиционные переговоры с Россией, заявил представитель пресс-службы торгового представителя США Майкла Фромана.
Председатель подкомитета по европейским делам в сенате США Крис Мерфи заявил, что сенат может ввести санкции против российских банков, призвать администрацию к заморозке активов российских государственных учреждений и частных инвесторов, а также ввести визовые ограничения для российских граждан.
Газета Financial Times со ссылкой на свои источники в администрации Барака Обамы уверяет, что власти США могут ввести санкции против российских банков, взяв за образец те, что вводились в отношении банков из Ирана. В случае введения санкций ставший их целью банк лишается доступа к контролируемым США платежным системам и возможности проводить операции в долларах.
«Если поставим перед собой цель финансовой изоляции России, мы будем использовать ту же тактику, которая применялась против стран-изгоев в прошлом. Но если мы используем ту же схему, пути назад не будет. Она оставит серьезное пятно на репутации российской банковской системы», – пояснил бывший помощник секретаря американского казначейства Хуан Сарате, отвечавший в администрации Джорджа Буша за предупреждение финансовых преступлений и поиск активов режима Саддама Хусейна.
Накануне прибывший с визитом на Украину государственный секретарь США Джон Керри заявил, что санкции против России будут введены очень скоро. По его словам, это вопрос не недель, а дней.
Накануне об ответных мерах России заговорил экономический советник президента Сергей Глазьев. Он заявил, что в ответ на введение США санкций в отношении российских госструктур власти России могут признать невозможность возврата кредитов американским банкам. «Санкции – обоюдоострое оружие, и если США замораживают наши активы, пассивы наших организаций в долларах тоже будут заморожены. Это означает, что наши банки и предприятия не будут возвращать американским партнерам займы», – сказал он.
Правда, вскоре высокопоставленный источник в окружении главы государства сообщил, что заявления Глазьева являются его личным мнением и не выражают официальную позицию Кремля.