В настоящее время Крым является крайне проблемным с финансовой точки зрения регионом. Несмотря на потенциально блестящие курортные перспективы, полуостров живет явно не по средствам, и это яркий пример деятельности украинской власти за все 20 с лишним лет независимости страны. Картина разрухи современного Крыма действительно впечатляет.
Мы уверены, что все мы с нашими братьями совместно сможем восстановить наше народное хозяйство
«При Советском Союзе главным сектором экономики Крыма был ВПК, было большое количество заводов, которые работали на оборонку: Черноморский флот, авиация, ракетные войска, ПВО, космические войска. По моим оценкам, до 35% жизнедеятельности Крыма тогда обеспечивал флот, армия и оборонные предприятия», – говорит газете ВЗГЛЯД заслуженный экономист Автономной Республики Крым, председатель совета Таврического института регионального развития Андрей Клименко.
С развалом СССР развалилась и вся крымская промышленность. «Сейчас крупной промышленности, за исключением двух химических заводов, в Крыму нет, а военная функция многократно сократилась. Крымские порты не реконструированы, здесь нет ни одного контейнерного терминала, что в нынешнее время означает «отстой», – рассказывает собеседник газеты ВЗГЛЯД. В Крыму действуют четыре крупных торговых порта, однако 87,8% грузооборота приходится на железную дорогу.
Своей энергетики у Крыма практически нет. «Появились две мощные солнечные электростанции, но все равно на 90% Крым обеспечивается энергией с территории остальной Украины. И газ, и электроэнергия – все идет через территорию Украины», – говорит Клименко.
«ВВП на человека, пересчитанный в рублях за месяц, на всей Украине составляет 9,5 тыс. рублей. В Крыму объем внутреннего регионального продукта составляет порядка 6,7 тыс. рублей в месяц. Дефицит бюджета Крыма составляет 350–380 млн долларов», – посчитал аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Для сравнения: ВВП на душу населения в России составляет порядка 27 тыс. рублей.
«Высокие доходы от туризма в Крыму – это большое преувеличение. Они составляют с учетом смежных отраслей и мультипликационного эффекта примерно 7–8% всех доходов консолидированного бюджета Крыма», – говорит Клименко.
Причем только половина отдыхающих в Крыму – это жители Украины. Остальные (более 40%) – это россияне. В 2013 году в Крыму отдохнули 5,89 тыс. туристов.
«То, что Черноморский флот в Севастополе – это главный фактор его жизнеобеспечения, тоже иллюзия. По нашим оценкам, сумма налогов, которые генерируются Черноморским флотом РФ, составляет всего 12–13% от доходной части бюджета Севастополя. Это не мало, но и не много», – добавляет экономист.
В такой ситуации вариант отделения Крыма от Украины не сулит экономике ничего хорошего. Однако есть все шансы на то, что при объявлении Крымом независимости может быть оказана финансовая помощь.
Отделение от Украины совсем не должно означать, что Крым останется один на один со своими экономическими проблемами. При этом, получив экономическую самостоятельность, полуостров сможет сам выбрать, у кого брать кредиты.
#{ussr}Новоявленное правительство Украины хочет взять кредиты у МВФ, ЕС и США, которые ставят довольно жесткие условия. У Крыма же будет выбор. Полуостров сможет рассчитывать и на финансовую помощь со стороны России. А Москва готова дать кредиты без каких-либо условий – именно такую помощь она предлагала еще недавно всей Украине.
Кроме того, Крым может также получить долгожданного инвестора в лице России. О том, что российские инвесторы первые поверят в потенциал развития крымской экономики, говорит тот факт, что Москва не собирается отказываться от планов инвестировать 5 млрд долларов в полуостров. Торгпредство России на Украине составило список проектов на эту сумму, в которые могли бы вложиться российские бизнесмены. А МЭР РФ недавно направило в Торгово-промышленную палату РФ эти предложения, сообщил в четверг «Коммерсант».
Наиболее дорогие проекты в списке – инфраструктурные. В частности, это реконструкция автодороги Херсон – Джанкой – Феодосия – Керчь стоимостью 1,4 млрд долларов и проекты, связанные с морскими портами в Евпатории, Феодосии, Керчи и Ялте, на общую сумму почти 1,8 млрд долларов. В списке есть также инвестпроекты по строительству рекреационных и туристических объектов, объектов в области сельского хозяйства и связанных с аэропортами Керчи и Севастополя. В сумму от 1,2 млрд долларов оценена потребность инвестиций в строительство транспортного перехода через Керченский пролив.
«На эти деньги можно построить много отелей и другую туристическую инфраструктуру, которая может быстро окупиться», – говорит Лукашов. Инвестиции в более чем 5 млрд станут толчком для экономического роста, если учесть, что объем экономики Крыма сейчас оценивается аналитиком ФК AForex Нареком Авакяном всего в 10 млрд долларов.
Таким образом, получив самостоятельность, финансовую помощь и иностранные инвестиции, полуостров может расцвести и начать стремиться к росту благосостояния наравне с Россией.
Новый премьер-министр Крыма Сергей Аксенов уже заявил, что возлагает надежды на Россию, надеясь получить от нее финансовую помощь. «Мы уверены, что все мы с нашими братьями совместно сможем восстановить наше народное хозяйство. Российская Федерация обещает и финансовую поддержку. Мы сегодня обращаемся к нашим коллегам. Я абсолютно уверен, что с вашей поддержкой мы сможем это сделать», – сказал он.
В свою очередь президент России Владимир Путин откликнулся в пятницу на обращение властей Автономной Республики Крым с просьбой о гуманитарной помощи. Президент поручил чиновникам проработать этот вопрос, в том числе по линии регионов Российской Федерации.
Если же Крым остается с Украиной, то экономика Крыма будет развиваться по сценарию всей Украины – это либо дефолт, либо получение финансовой помощи, в частности кредитов от МВФ. Однако МВФ дает кредиты не только под проценты, но и под определенные условия. В частности, Киеву придется повысить тарифы ЖКХ, сократить социальные выплаты и льготы, зарплаты бюджетникам и т. д. ради сокращения дефицита бюджета.
Клименко соглашается, что в этом случае уровень жизни украинцев понизится как в Крыму, так и в других регионах Украины. «Да, уровень жизни понизится, он уже понижается при таком падении гривны», – говорит экономист. По его словам, уже сейчас растут цены на бензин, удорожают импортные товары, а вскоре из-за инфляции начнут расти в цене и отечественные товары, в том числе продукты.
А к разговорам об инвестициях, в том числе российских, Украина вернется лишь тогда, когда ситуация стабилизуется. Доверие инвесторов к стране восстановится не скоро.