В ходе испытаний американского авианосца «Джеральд Р. Форд» (проект CVN 78) выявлен ряд дефектов – в частности, корабль не может выпускать и принимать самолеты в запланированном темпе, говорится в докладе Пентагона, попавшем в воскресенье в распоряжение западных журналистов.
#{image=757843}Военные опасаются, что новый авианосец может оказаться менее эффективным, чем его предшественники старых проектов, пишет российский блог о вооружении BMPD со ссылкой на Boston Globe. Не менее четырех важных систем, установленных на корабле, находятся в группе риска, так как отсутствуют данные по их надежности. Кроме катапульты и аэрофинишеров, чиновники минобороны выражают опасения в отношении современных РЛС. Также остается неизвестным, будут ли работать как положено самолетоподъемники.
По словам авторов отчета, «низкая надежность этих ключевых систем может вызвать серию задержек в ходе боевой службы, что может повлиять на способность корабля поддерживать необходимое число самолетовылетов, а это делает корабль более уязвимым к нападению или может вызвать ограничения при ведении операций».
Ряд других систем, например системы связи, не соответствуют существующим стандартам, сообщает Дж. Майкл Гилмор, отвечающий в Пентагоне за испытания и оценку эффективности. По его словам, ведомству ничего не остается, как перепроектировать некоторые корабельные системы заново.
В свою очередь руководитель авианосной программы контр-адмирал Томас Мур защищает проект и темпы строительства корабля, выражая уверенность в том, что за два года, оставшиеся до сдачи, ВМС и его субподрядчики смогут решить возникшие проблемы. По словам Мура, «новые технологии корабля несут в себе ряд вызовов на уровне разработки».
Новейший корабль, названный в честь 38-го президента США Джеральда Форда, спустили на воду в ноябре прошлого года на верфи Ньюпорт-Ньюс в штате Вирджиния. Сейчас авианосец проходит испытания на этой судоверфи, а достроить его планируют до 2015 года. Затем он должен будет пройти испытания и к 2016 году встать на боевое дежурство.
«Джеральд Р. Форд» был раскритикован еще в прошлом году из-за серьезно выросших затрат на его реализацию. Счетное управление Конгресса обнаружило, что стоимость корабля выросла на 22% по сравнению с первоначальными оценками, и рекомендовало приостановить постройку второго однотипного авианосца – «Джона Кеннеди» – до тех пор, пока флот и промышленность хорошенько не разберутся в новых технологиях.
Если сравнивать первоначальную оценку стоимости разработки с последней оценкой, то разница окажется еще выше. Так, в 2008 году полную стоимость строительства первого авианосца CVN-78 оценивали в 8,1 млрд долларов. В 2010 году смета выросла до 10,5 млрд долларов. К лету 2012 года ценник на «Джеральда Р. Форда» поднялся до 12,3 млрд долларов. Стоимость постройки трех запланированных однотипных авианосцев Пентагон оценивал тогда в 42,5 млрд долларов. Однако в итоге строительство первого корабля обошлось американскому бюджету в 14 млрд долларов, что на 40% выше, чем первоначальная оценка 2008 года.
«Джеральд Форд» – первый за последние 40 лет авианосец нового типа, созданный в США. Всего же американский флот должен будет получить 10 подобных кораблей. Они будут появляться с периодичностью примерно раз в пять лет.
Следующий корабль, который будет назван в честь другого президента США – Джона Кеннеди, обещают ввести в эксплуатацию в 2019 году, а последний в серии планируют принять в строй аж в далеком 2058 году. Планируемый срок службы авианосцев типа «Джеральд Форд» – 50 лет.
Первый «Форд» заменит списанный в декабре 2012 года «Энтерпрайз», а последующие за ним корабли новой серии будут постепенно заменять устаревшие авианосцы типа «Нимиц», которые составляют основу авианосного флота ВМС США. При одинаковом водоизмещении (около 100 тыс. тонн) экипаж сократили почти на тысячу человек, кроме того, благодаря компьютерным технологиям техническое обслуживание корабля обещают упростить.
#{image=556224}Первый авианосец типа «Нимиц», который проектировался 50 лет назад, был заложен 44 года назад (в июне 1968 года), а передан флоту только в мае 1975 года, спустя почти семь лет. Всего на боевой службе ВМС США сейчас находится 10 таких авианосцев. Содержание каждого из них обходится примерно в 160 млн долларов в год. А строительство их оценивалось в 4,5 млрд долларов, что почти в 10 раз дешевле авианосца новой серии.
Неуязвимый «Северодвинск»
Если американские авианосцы подверглись в эти выходные суровой критике, то российскую новейшую многоцелевую атомную подлодку «Северодвинск» (серия «Ясень») западная печать расхвалила. С принятием на вооружение «Северодвинска» Россия вышла вперед в подводных технологиях, пишет в воскресенье британская The Sunday Times.
«Подходящие к концу тестовые плавания подлодки «Северодвинск» означают, по мнению ряда экспертов, что Россия вырвалась вперед в подводных технологиях», – отмечает газета. Она предупреждает, что уже предстоящей весной будут завершена опытная эксплуатация этой подлодки, она заступит на боевое дежурство в Арктике, передает ИТАР-ТАСС.
«Технические показатели новой подводной лодки таковы, что ее почти невозможно обнаружить в мировом океане, что делает «Северодвинск» практически неуязвимой перед лицом новейших систем противолодочных вооружений», – пишет издание.
«В первую очередь появлением новой российской подлодки обеспокоены США, – цитирует издание слова источника из разведслужб. – Мы не знаем и половины того, что находится на борту «Северодвинска».
Известно, что до 2020 года новый российский подводный флот получит не менее восьми подлодок серии «Ясень», каждая из которых имеет 24 крылатые ракеты большой дальности «Гранат» с боеголовкой в 200 килотонн.
Как писала газета ВЗГЛЯД, головная многоцелевая атомная подлодка (АПЛ) «Северодвинск» вошла в состав российского Военно-морского флота перед самым Новым годом – 30 декабря. Она была заложена на Севмаше в 1993 году, на воду субмарину спустили в 2010 году. Вторая подлодка серии – «Казань» – была заложена летом 2009 года, ее передача флоту запланирована на 2015 год. Третью лодку под названием «Новосибирск» заложили в прошлом году.
Многоцелевая атомная субмарина проекта «Ясень» – полуторакорпусная одновальная подлодка с пониженным уровнем акустического поля. В проекте применена компромиссная смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса в носовой части подлодки для снижения шумности.
Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок.