Все началось во вторник, когда «Уралкалий» объявил об отказе от сотрудничества с «Беларуськалием» в рамках Белорусской калийной компании, через которую оба производителя экспортировали свою продукцию.
Это уже происходит: компания уже начала работать и будет работать на полную мощность до конца года
Причиной послужил давний конфликт между российской и белорусской корпорацией. Как заявил генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер, «сотрудничество с белорусскими партнерами в рамках БКК зашло в тупик». По его словам, российская сторона всегда настаивала на том, что продажи обоих производителей должны осуществляться через единую товаропроводящую сеть.
Этот принцип сотрудничества был нарушен с подписанием указа президента Белоруссии об отмене исключительного права БКК на экспортные поставки белорусского калия, вслед за которым последовали фактические отгрузки «Беларуськалия» вне рамок БКК.
А между тем на БКК приходится 43% мирового рынка экспорта калийных удобрений. «Уралкалий» решил торговать через Uralkali Trading. Вслед за объявлением о прекращении сотрудничества с белорусами Владислав Баумгертнер заявил по сути о радикальном изменении стратегии компании, на долю которой приходится 20% производства калия.
«Самое серьезное влияние будет оказано на деятельность калийного рынка. Сама компания «Уралкалий» собирается немедленно изменить стратегию в новых условиях – считаем наиболее адекватной стратегию максимизации объемов. Это уже происходит: компания уже начала работать и будет работать на полную мощность до конца года, собирается произвести и продать максимальное количество удобрений в 2014 году – это 13 миллионов тонн удобрений. До конца года собираемся продать чуть больше 10,5 миллиона тонн удобрений», – цитирует его ПРАЙМ.
В 2015 году компания планирует произвести 14 млн тонн хлористого калия. По итогам 2012 года объем производства хлоркалия компанией снизился на 16% – до 9,12 млн тонн. Разумеется, рост производства приведет к резкому падению цен на рынке. В «Уралкалии» предсказывают падение цен с 400 долларов за тонну до 300 долларов.
«Меняется структура калийного рынка, раньше все мировые производители поташа (калия) были в сговоре и пытались удержать цены высокими, а сейчас Уралкалий заявил, что будет работать на полную мощность, и цены снизятся», – цитирует Reuters Андрей Ярных, отвечающий за продажу акций в UBS.
То есть ранее крупные производители калийных удобрений традиционно искусственно сокращали выпуск ради поддержания высоких цен. Рынок по сути был поделен между БКК и североамериканской трейдинговой компанией Canpotex. Теперь «Уралкалий» будет работать, не оглядываясь на цену, предоставляя своим конкурентам самим выпутываться из ситуации, которую они создали. В результате по всему миру акции производителей калия рухнули, и в первую очередь бумаги самого «Уралкалия».
Но у всего этого может быть одно любопытное последствие. Как пишет The Wall Street Journal, пертурбации на рынке калийных удобрений могут привести к снижению цен на продукты по всему миру. Во всяком случае, сельскохозяйственные производители очень обрадовались. «Это хорошая новость для индийской индустрии удобрений. В последние 5 лет БКК и Canpotex формировали нечто похожее на картель на калийном рынке, и им удалось добиться значительного превышения цен на калий над себестоимостью его производства», – сказал топ-менеджер одного из крупных индийских импортеров.
Снижение цен на калийные удобрения позволит им сократить расходы, также ожидается рост спроса в Китае и Индии. В свою очередь это может увеличить урожаи культур от кукурузы до сои, что вызовет снижение цен по всему миру.
Для фермера Пола Йешке, который выращивает соевые бобы и кукурузу на площади 1 600 гектаров в Иллинойсе, снижение цен с 400 долларов за тонну до 300 будет отличным пособием после того, как цены на зерно упали из-за восстановления производства после прошлогодней засухи. По его словам, снижение цены на 100 долларов приведет к сокращению его затрат до 10 долларов на акр. «Нам необходимо снижение общих затрат, если мы хотим остаться прибыльными», – цитирует его Bloomberg.
«Кто выиграет и кто проиграет? В проигрыше производители и инвесторы в эти компании (мне очень жаль). Победители же – потребители во всем мире и фермеры. Картель, который искусственно поддерживал высокие цены, развалился. Пищевые компании будут платить меньше за удобрения, а потребители, возможно, увидят снижение цен на продукты», – пишет в своей колонке колумнист CNBC Боб Пизани.