Директор «Звездочки» Владимир Никитин уверяет, что траулер «Койда 2» соответствует лучшим мировым образцам. По его словам, судоверфь будет и дальше развивать гражданское судостроение. «В 2015–2016 годах мы заложим новую серию рыбопромысловых судов – более мощных и производительных», – отметил он.
Работать он будет в Баренцевом и Норвежском морях на облове донных пород, в основном трески, и заменит два старых колхозных траулера
У этого проекта непростая судьба. Еще в 1995 году на «Звездочке» стартовала программа строительства судов для рыбопромыслового флота на основе траулера 50010, разработанного украинским ЦКБ «Шхуна». В 1999 году заказчику – «Гурмант-флоту» – было передано первое судно – траулер «Ягры». Через три года эта компания получила второе судно – траулер «Архангельск».
Еще два корабля строились. Всего по проекту планировалось спустить на воду 20 траулеров длиной 38,5 метра, водоизмещением 911 тонн, рассчитанных на команду в 20 человек. Однако план так и не был реализован. С 2001 года на воду не было спущено ни одного траулера. Проект был заморожен.
Дело в том, что 2004 году федеральные власти законодательно изменили распределение квот на вылов биоресурсов и отменили госгарантии обеспечения новых судов квотами на вылов рыбы. В итоге заказавшая суды Архангельская база тралового флота отказалась от их достройки из-за высокой аукционной стоимости квот на вылов рыбы, что резко увеличило сроки окупаемости траулеров.
В итоге на верфи «Звездочка» осталось два недостроенных траулера, один из которых был готов уже на 97%, а его собрат был построен в контуре. На заводском стапеле им пришлось пылиться еще почти 10 лет. Все эти годы искали нового заказчика.
Им стал рыболовецкий колхоз «Освобождение» из Мезенского района Поморья. Таким образом, в понедельник на воду было спущено третье судно проекта 50010, которое получило название «Койда 2». В конце лета траулер выйдет в море для проведения ходовых испытаний, а в сентябре будет передан мезенским рыбакам. После установки в Норвегии рыбоперерабатывающего оборудования в феврале будущего года судно отправится на промысел, уверил председатель колхоза Сергей Тучин.
«Работать он будет в Баренцевом и Норвежском морях на облове донных пород, в основном трески, и заменит два старых колхозных траулера. Рассчитываем, что «Койда 2» окупит себя за пять лет», – говорит Тучин, передает Бизнес-ТАСС. Стоимость траулера без рыбфабрики составит около 7,5 млн долларов, добавил он.
Еще недавно четвертый траулер проекта 50010 «Звездочка» хотела пустить на металлолом. Однако и на него нашелся заказчик – компания «Гурмант-Флот», которая эксплуатирует первые два траулера: «Ягры» и «Архангельск». Четвертое судно планируется построить к концу 2016 года. Правда, заказчик потребовал внести изменения в проект, в частности, увеличить длину траулера и установить модернизированное оборудование.
Умирающий флот
Главная проблема рыболовецкого флота России – его изношенность, уровень которой достигает 80%, говорит газете ВЗГЛЯД руководитель аналитического центра Информационного агентства по рыболовству и советник руководителя Федерального агентства по рыболовству РФ Тимур Митупов.
Росрыболовство еще в 2009 году забило тревогу по поводу устаревшего рыболовецкого флота. Но до сих пор ситуация изменилась не сильно.
В мае 2012 года глава Росрыболовства Андрей Крайний заявил, что Россия сильно отстала от норвежцев по развитию флота. «Если не начать его (флот) обновление сейчас, то к 2016 году Россия будет вылавливать меньше на один миллион тонн рыбы в год», – заметил Крайний.
Работники рыбного хозяйства жаловались, что, с одной стороны, вылов водных ресурсов в России вырос на 27% – с 3,3 млн тонн в 2002 году до 4,2 млн тонн в 2011 году. А с другой стороны, степень износа рыбопромыслового флота близка к предельной.
Главная проблема рыболовецкого флота России – его изношенность, уровень которой достигает 80%
В Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств отмечали, что не замечают никаких подвижек, которые способствовали бы возрождению отечественного судостроения. Зато за 20 лет Россия потеряла не только верфи, но и специалистов конструкторских бюро. При этом рыболовы просто не в состоянии были заказывать постройку судов из-за высокой стоимости кредитов.
В мае этого года были подведены итоги реализации ФЦП по повышению эффективности рыбохозяйственного комплекса в 2009–2012 годах. Как оказалось, государству не удалось полностью выполнить подпрограмму по строительству флота для госнужд. Из выделенных на эти цели 1,6 млрд рублей было освоено только 720 млн рублей.
Впрочем, тогда же Крайний заявил, что Россия начинает масштабное строительство рыбопромысловых судов нового поколения, которые должны заменить устаревший российский рыбопромысловый флот. И первое, что было сделано, – это заложили киль на судоверфи компании «Пелле» в Ленинградской области по строительству траулеров по норвежскому проекту. Речь идет о ярусных судах, на которых применяется современная переработка пойманной рыбы, что повышает ее товарный вид. Такие суда могут ловить рыбу на 60 тыс. крючков, их производительность оставляет 500 тонн в сутки. Первые суда будут работать в Северном и Баренцевом морях.
В апреле этого года Владимир Путин поручил министерствам и региональным органам изучить потребность рыбаков в новых судах. В частности, потребовал проанализировать, сколько судов надо рыбодобывающим компаниям, могут ли российские судостроительные компании обеспечить этот спрос, и сравнить цены на их строительство и эксплуатацию с зарубежными странами. Причем выполнить поручение нужно было к лету.
В России исторически было слабо развито гражданское судостроение, так как им занимались Польша, ГДР, Румыния и Болгария. А суда для российских рыбаков в СССР строили на Украине. Неудивительно, что теперь российские рыболовецкие суда строятся в три раза дольше, чем за рубежом, что приводит к росту себестоимости постройки судов на российских верфях не менее чем на 25–50% по сравнению с зарубежными аналогами.
«России необходимо обновление рыболовецкого флота, причем в первую очередь не нашего прибрежного флота, а того, который используется для добычи за пределами нашей исключительной экономической зоны, для освоения мирового океана и зон иностранных государств», – считает Тимур Митупов.
«У нас есть международные соглашения о вылове рыбы в Африке и в других странах. Перед нами стоит сложнейшая задача по освоению биоресурсов в Арктике, где высокоценные виды рыб, например криля. Эти биоресурсы пользуются большим спросом и в мире, и в России. Для этого необходимо строить новые большие рыболовецкие суда», – добавляет Митупов.
«Государство со своей стороны делает все от него зависящее для обновления флота, в частности субсидирует предприятиям процентные ставки на строительство, обновление и модернизацию рыболовецкого флота», – отмечает эксперт.
По его мнению, в последние годы ситуация сдвинулась с мертвой точки. «Инвестиции в основной капитал рыбохозяйственного комплекса растут из года в год. В 2012 году по отношению к 2009 году инвестиции в основной капитал выросли в два раза», – отмечает Митупов.