Экономика

20 июня 2013, 20:25

Россия пригрозила Украине судом в связи с пошлинами на авто

Фото: Reuters

Россия вместе с Таможенным союзом собирается подать в суд СНГ на Украину, которая ввела пошлины на импорт автомобилей, что противоречит соглашению о зоне свободной торговли в СНГ. Против Киева из-за этих пошлин ополчился не только ТС, но и Евросоюз, Турция и Япония, которые обвиняют Украину в нарушении еще и правил ВТО.

Россия и ее партнеры по Таможенному союзу и соглашению о зоне свободной торговли в СНГ могут обратиться в суд СНГ для отмены Украиной защитных мер по автомобилям, сообщил министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев.

Турция первой заявила об ответных мерах. Она собирается ввести 23-процентные пошлины на украинские грецкие орехи, что позволит привлечь 6,1 млн долларов

По его словам, недавно комиссия ЕЭК по торговле уже обсуждала этот вопрос. Данная защитная мера применяется с серьезным нарушением правил ВТО и соглашения о зоне свободной торговле в СНГ, говорит Слепнев.

«По всей видимости, будет инициирован процесс юридического разрешения этого спора. Это означает суд», – сказал Слепнев. По его словам, сейчас этот вопрос решается, возможно, в течение этого года суд будет инициирован Россией вместе с партнерами по ТС.

Украина ввела с 13 апреля 2013 года специальные пошлины на импорт легковых автомобилей. Для машин с рабочим двигателем 1–1,5 литра пошлина составляет 6,46% от стоимости авто, для машин с объемом двигателя 1,5–2,2 литра – 12,95% от их стоимости. Эти пошлины будут действовать три года.

Для импортных автомобилей на Украине уже действует пошлина в размере 10%, а спецпошлина будет взиматься сверх установленной. Правда, для стран, которые входят в зону свободной торговли СНГ, в том числе для России, действует нулевая ставка пошлин на импорт автомобилей, поэтому им придется платить только спецпошлины.

По данным автоимпортеров Украины, спецпошлины коснулись 86% импорта автомобилей. Многие автоимпортеры просто отказались поставлять на Украину новые машины с объемом двигателя 1–2,2 литра. По данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААДИ), с середины апреля по конец мая на Украину не было завезено ни одной иномарки с таким объемом двигателя.

По словам гендиректора ВААДИ Олега Назаренко, импортеры говорят, что пока пошлины не отменят, машины завозиться не будут, от чего будут страдать не только украинские потребители. По подсчетам ассоциации, потери госбюджета от введения госпошлины составят 1,023 млрд гривен (примерно 154 млн долларов).

Больше всех автомобилей на Украину завозят Россия (37,5 тыс. по итогам 2012 года), Германия (27,2 тыс.), Япония (24 тыс.), Китай (22,6 тыс.) и Южная Корея (21,9 тыс.). Кроме АвтоВАЗа на Украину везут свои машины также иностранные автопроизводители, имеющие заводы в России: Renault, Hyundai и другие.

Неудивительно, что недовольство введением таких защитных мер кроме Таможенного союза и России высказали также и другие импортеры, в частности Евросоюз, Турция и Япония.

Нарушает правила

«Украина нарушает как соглашение о зоне свободной торговли, так и принципы ВТО. Интегрируясь в международное экономическое сообщество, государство взяло на себя обязательства не пользоваться протекционистскими фискальными мерами в виде таможенных пошлин. А спецпошлины на импорт автомобилей как раз относятся к таким мерам»,  – говорит газете ВЗГЛЯД партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.

Согласно правилам ВТО, ее члены могут ввести пошлины с целью защиты своего рынка, если есть реальная угроза серьезного ущерба для местных производителей от резкого роста импорта. Однако в ВТО имеются строгие нормы по использованию этой возможности, и Украину обвиняют как раз в их игнорировании.

Причем Евросоюз еще в прошлом году потребовал от Украины дать четкое юридическое обоснование введению защитных мер. В марте этого года представительство Евросоюза на Украине заявило, что такого обоснования найдено не было. Однако Киев все равно ввел спецпошлины для импортных легковых машин.

Ответные меры

Россия вместе с ТС решила действовать через доказательство нарушения соглашения о зоне свободной торговли в СНГ, тогда как Евросоюз и Турция – через доказательство нарушений норм ВТО.

Турция первой заявила об ответных мерах. Она собирается ввести 23-процентные пошлины на украинские грецкие орехи, что, по ее оценкам, позволит привлечь 6,1 млн долларов. Это эквивалентно ущербу, нанесенному Турции спецпошлинами на экспорт автомобилей. Турция уже сообщила о таком решении в ВТО и ожидает одобрения организацией.

Япония и Евросоюз тоже дали понять, что могут последовать турецкому примеру. ЕС оценил свои убытки в 250 млн евро – такой сегодня годовой объем импорта автомобилей из ЕС на Украину.

Но, судя по всему, ЕС и Украина собираются решить эту проблему полюбовно. Торговый представитель ЕС Джон Клэнси в начале недели заявил, что ЕС не планирует вводить санкции против Украины, а попытается убедить ее отменить эти меры, нарушающие ее обязательства в рамках ВТО.

Несмотря на то что украинский министр Николай Азаров ранее уверял, что повышение пошлин на импортные авто никак не нарушает принципы ВТО, Украина явно не готова ссориться со своим партнером. Ведь Киев активно стремится подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕС.

На днях заместитель министра иностранных дел Украины Виктор Майко заявил, что Украина может пересмотреть спецпошлины на автомобили при соответствующем требовании со стороны Евросоюза. «В зависимости от переговоров, которые будут проводиться на эту тему, мы возьмем на себя обязательства изменить или отказаться от защитных мер через определенное время, месяцы или годы», – сказал он.

У России свои методы

У Таможенного союза также есть все шансы на победу в суде СНГ по отмене украинских спецпошлин, считает председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России Сергей Варламов.

#{smallinfographicleft=595311}«Однако это может и не принести положительных результатов, потому что санкции содружества для Украины не представляются серьезными. Страна может даже заявить о выходе из организации рано или поздно, как это сделала Грузия после августовских событий 2008 года», – объясняет Варламов.

Поэтому, по его мнению, куда более действенной мерой для России является обращение с жалобой в судебную инстанцию ВТО, у которой есть аналогичные претензии к Украине и членство в которой для Украины очень важно.

Возможно, одна из причин, почему Россия решила бороться с украинскими защитными мерами не через ВТО, а через СНГ, заключается в том, что у нее у самой есть проблемы. Международное сообщество и к России предъявляло претензии относительно утилизационного сбора, который был введен в сентябре 2012 года.

«Евросоюз и ВТО не смирились с существованием этой пошлины, они по-прежнему признают это нарушением Россией взятых на себя обязательств. Но Москва заявила о том, что сбор будет распространяться не только на зарубежных производителей, но и на российских, поэтому конфликт несколько угас. Тем не менее наше правительство пока не предприняло мер для обложения сбором наших производителей, у которых есть лазейка: они могут не платить сбор, если обеспечат безопасную для окружающей среды утилизацию автомобиля», – отмечает эксперт «Общественной Думы» Денис Рассомахин.

В любом случае введение Украиной спецпошлин на импорт автомобилей вряд ли стоит считать ответной мерой на введение Россией утилизационного сбора. Хотя украинские заводы жаловались на него. ЗАЗ и корпорация «Богдан» этой осенью даже приостанавливали свои производства, так как утилизационные сборы сделали невыгодным ввоз их машин в РФ. Однако Украина ввела защитные меры не в отношении одной России, пострадали и другие импортеры.

Униженные и оскорбленные

Местные автопроизводители жаловались на падение производства не только из-за утилизационных сборов, но и из-за наплыва импорта в страну. Еще в 2012 году внутреннее производство легковых автомобилей в стране упало на 27% до 76,2 тыс. штук, в первом квартале 2013 года – на 61,2%. При этом импорт автомобилей в 2012 году увеличился на 8% до почти 205 тыс. легковых машин (данные Украавтопрома).

Вводя спецпошлины, Украина рассчитывает помочь местным заводам загрузить свои мощности и увеличить сбыт, а также надеялась, что «украинские автозаводы попадут в планы крупнейших автоконцернов и начнут производить определенные марки автомобилей для конкретного региона», говорил министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов.

Украинские автозаводы действительно стали загружать свои мощности, правда, далеко не современными автомобилями. Так, «Богдан» договорился с АвтоВАЗом о сборке Lada «десятого семейства» из импортных машинокомплектов, тогда как в самой России эти автомобили не производятся уже несколько лет. АвтоВАЗ согласился возродить из пепла «десятки», так как машинокомплекты не облагаются импортной пошлиной. Всего в этом году на Украину отправятся 10 тыс. таких машинокомплектов.

При этом введение Украиной спецпошлин на импортные готовые автомобили не особо беспокоит АвтоВАЗ. По крайней мере там планируют экспортировать в этом году на Украину столько же автомобилей, сколько и в прошлом году.

Сейчас украинский легковой автопром живет в основном за счет сборки иностранных моделей. Так, на ЗАЗе собирают некоторые модели Chevrolet, Daewoo, Opel и АвтоВАЗа, на ЛуАЗе – модели АвтоВАЗа и Hyundai, на КрАСЗе – АвтоВАЗа и SsangYong. «Еврокар» собирает модели Skoda и Volkswagen.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие
Темы дня

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Продвижение российской армии в зоне СВО ускорилось, вся кампания 2025 года Вооруженных сил Украины (ВСУ) фактически сорвана, ВС России перемололи лучшие части украинской армии, заявил министр обороны Андрей Белоусов в ходе инспекции группировки «Север».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?