Экономика

14 июня 2013, 14:50

Китайцы пророют канал между Тихим и Атлантическим океанами

Фото: EPA/ИТАР-ТАСС

Парламент Никарагуа одобрил проект по строительству канала, который соединит Атлантический и Тихий океаны. Грандиозный проект обязуется реализовать китайская компания с не очень понятным прошлым. Аналитики в мире задались вопросом, зачем Китаю этот канал.

Согласно закону, который одобрил парламент Никарагуа, компания HK Nicaragua Canal Development Investment, недавно созданная в Гонконге, получает концессию на строительство канала.

Я не вижу, как этот канал может быть финансово или экономически обоснован. Это будет самый большой кот в мешке в истории человечества

Компания из КНР получила концессию на 50 лет с возможностью в дальнейшем продлить контракт еще на 50 лет. Первые десять лет строительная компания будет выплачивать Никарагуа 10 млн долларов ежегодно. Затем фиксированная сумма будет заменена на процент от доходов, начальный размер которого составит 1%, передает ИТАР-ТАСС.

Условия работы предполагают строительство самого канала, необходимой инфраструктуры, международного аэропорта, портов, нефтепровода и зоны свободной торговли. Уточненная стоимость проекта составляет примерно 40 млрд долларов. Канал станет конкурентом действующему Панамскому каналу, который расположен всего в 600 километрах южнее.

Проект, за который возьмется HK Nicaragua Canal Development Investment, можно без преувеличения назвать грандиозным. По разным данным, прорыть придется около 200 км пути, все это займет как минимум 11 лет. Никарагуанские власти, особенно президент страны Даниэль Ортега, который подписал разрешение на строительство канала еще в прошлом году, возлагают большие надежды на проект. Депутат никарагуанского парламента от правящей партии Эдвин Кастро заявил, что начало реализации проекта может позволить уже в 2014 году обеспечить рост экономики Никарагуа на 10%, передает РИА Новости.

Если его удастся осуществить, Никарагуа может в одночасье превратиться в важнейшее транзитное государство. Через Панамский канал проходит свыше 4% всех морских грузоперевозок мира, и, как указывают специалисты, он уже не справляется с потоком. Каждый год по этой артерии проходят около 14 тыс. судов, то есть около 40 в сутки.

С целью увеличения грузопотока идут работы по расширению канала. Проект стоимостью 5 млрд долларов призван увеличить пропускную способность и сделать так, чтобы им могли пользоваться суда, которые сейчас для канала слишком велики, сообщает «Интерфакс». Канал является основным источником дохода Панамы.

Как ожидается, никарагуанский канал будет глубже, шире и длиннее и позволит пропускать суда вдвое большего тоннажа, чем его уже существующий панамский аналог. «Это крупномасштабный проект, который может изменить международную торговлю и принести значительные экономические и социальные выгоды Никарагуа, их соседям и всей Латинской Америке», – заявил представитель китайской компании Рональд Маклин Абароа.

Но все наблюдатели указывают на множество темных мест в грандиозном проекте. Во-первых, закон был одобрен парламентом, хотя нет даже внятного маршрута строительства. Разработчики предлагают шесть маршрутов. Во всех, кроме одного, путь будет проходить через крупнейшее в Центральной Америке озеро Никарагуа. Если нет маршрута, то нет и понимания, какое воздействие строительство окажет на окружающую среду.

«Мы не знаем, куда двигаться: либо вы используете озеро Никарагуа для судоходства, либо в качестве источника питьевой воды. Но вы не можете делать и то и другое одновременно», – говорит заместитель директора экологической организации Центр Гумбольда Виктор Кампос. Кроме того, есть проблема собственности земли, по которой пройдет канал. Наблюдатели опасаются, что власти могут пойти на экспроприацию, что ухудшит и так неважный инвестиционный климат в стране.

Во-вторых, нет определенности относительно компании Nicaragua Canal Development Investment. Как за такой огромный проект может взяться недавно созданная, никому не известная компания? А ведь ей придется привлекать инвесторов с большими деньгами, своих денег у нее вроде бы нет. Она принадлежит 40-летнему китайскому бизнесмену Вану Цзину, который также возглавляет среднюю по размеру телекоммуникационную компанию Beijing Xinwei.

Он всего один раз бывал в Никарагуа, его компания получила там контракт. «Почему Ван Цзин? Я на самом деле не знаю, но полагаю, что больше никто не сможет финансировать проект такого сорта», – сказала директор китайской и латиноамериканской программы в Inter-American Dialogue Маргарет Майерс. Она сказала, что у Ван Цзина, по слухам, есть связи в китайском правительстве, но это не означает, что оно заинтересовано в канале. «Я не видела сообщений о проекте в китайский официальных СМИ или соцсетях», – приводит ее слова Time.

В-третьих, совершенно неясно, зачем понадобилось строить никарагуанский канал. Расширение Панамского канала, а также таяние льдов в Арктике в условиях глобального потепления, в результате которого может быть открыт практически круглогодичный морской путь вокруг северной оконечности Америки, ставят под сомнение экономическую обоснованность этого проекта.

Эксперты отмечают, что кризис в мире приводит к снижению спроса на крупные грузоперевозки и росту конкуренции среди потенциальных альтернативных маршрутов. Также строительство никарагуанского канала попросту экономически нецелесообразно. «Канал рассчитан на спрос, которого сейчас нет. Я бы не вложил деньги в него», – говорит старший бизнес-аналитик канадской транспортной консалтинговой компании Delcan Розалин Уилсон.

Защитники проекта ссылаются на исследование уважаемой фирмы McKinsey & Co, в котором говорится, что рост мировой торговли сделает канал экономически выгодным. Но McKinsey не подтвердила существование такого исследования, сославшись на политику конфиденциальности, пишет The Wall Street Journal. «Я не вижу, как этот канал может быть финансово или экономически обоснован. Это будет самый большой кот в мешке в истории человечества», – сказал транспортный эксперт Университета Хофстра Жан-Поль Родриг.

Аналитики попытались понять, зачем может понадобиться такой странный проект, в котором вопросов гораздо больше, чем ответов. Президент Панамской ассоциации руководителей бизнеса Роберто Тронкосо считает, что план по строительству канала отражает намерение Китая превзойти Панамский канал, построенный американцами в 1914 году. «Речь идет не о деньгах. Мы говорим о мировом господстве. Китай хочет превратиться в доминирующую экономическую силу. Кто господствует в торговле, тот господствует в мире», – сказал он AP.

Китай сейчас активно инвестирует в Латинскую Америку. В марте Эквадор согласился провести аукцион по трем из восьми миллионов гектаров нетронутых тропических лесов в районе Амазонки для китайских нефтяных компаний, сообщает Business Insider.

Текст: Дмитрий Муравьев

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?