Помимо нефтяных компаний проверкам подверглось крупнейшее отраслевое информационное агентство Platts. Еврокомиссия подозревает, что нефтяные компании могли передать ему заниженные цены на нефть и другие нефтяные продукты.
Несколько раз в год мы сталкиваемся с оценкой рыночных котировок, которые совершенно не соответствуют нашим наблюдениям
Также компании подозреваются в ограничении доступа других игроков рынка к участию в оценке стоимости продуктов. В Еврокомиссии подчеркнули, что само по себе расследование не означает, что компании будут признаны виновными в нарушении принципов свободной конкуренции на рынке.Полный круг подозреваемых также не был назван, передает BBC. Итальянская корпорация ENI заявила, что получила от антимонопольщиков запрос на предоставление информации, но ее офисы обысканы не были. И даже непонятно, кто в центре расследования – Platts или нефтяные компании. В любом случае, речь идет о возможном ценовом сговоре и манипуляции информацией о ценах на нефтяном рынке. По данным Statoil, Еврокомиссию особенно интересует информация о ценах на нефть, нефтепродукты и биотопливо с 2002 года.
В частности, подозрение вызывает информация агентства Platts, появлявшаяся на закрытии рынков – за полчаса до окончания торгов, в ходе которого формируется окончательная дневная цена в процессе появления серии предложений о покупке и продаже. Наблюдатели подвергают критике эту систему, так как она не предполагает торговли за границами этого получасового окна, что дает широкое поле для манипуляций.
«Я помню, как эти проблемы появлялись 10 лет назад, и с тех пор ничего не изменилось, это тот род проблем, которые будут появляться, стоит только подождать, – отмечает профессор финансов Университета Хьюстона Крэйг Пиррон. – Регуляторы и представители закона явно разочарованы таким недобросовестным поведением и доказали, что готовы прийти за компаниями, которые давали неверную информацию о больших суммах денег». По его мнению, потенциально это большой скандал, передает Reuters.
Эти проверки – первый этап антимонопольного расследования, которое последовало после скандала вокруг крупнейших банков мира, заподозренных в картельном сговоре с целью манипуляции ставками межбанковского кредитования. Им пришлось заплатить 2 млрд долларов, чтобы урегулировать свои отношения с антимонопольными органами.
«Все относятся скептически к ценообразованию на рынке нефти», – отмечает нефтяной аналитик Oppenheimer & Co Фэйдел Гейт, добавляя, что регулирование в этой сфере очень слабое. То же самое можно сказать и о других активах, включая валюту и разнообразные товары. Регуляторы в США и ЕС давно уже подозревают, что участники различных рынков манипулируют информацией о ценах, чтобы получить более выгодную позицию при сделках.
Подозрение регуляторов вызывает возможность сговора между игроками рынка, выставлявшими высокие цены на товары, которые открытый рынок никогда бы не поддержал. Если будет доказано, что нефтяные компании договаривались между собой о назначении таких цен, то налицо будет картельный сговор.
Информацию от агентства Platts получает множество брокеров, нефтяных компаний, банков по всему миру. Источники в компаниях, куда не приходили с обыском, говорят, что ценовые аномалии, которые выискивает Еврокомиссия, могут быть мизерными – до одного-двух центов, в то время как сейчас баррель нефти торгуется по цене свыше 100 долларов. Но в Брюсселе отмечают, что малейшие расхождения в цене активов могут нанести серьезный вред, учитывая, что объем нефтяного рынка составляет 2,5 трлн долларов, пишет Financial Times.
Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) в 2010 году проводила расследование с целью выяснить, нуждается ли рынок в более строгом регулировании. Два года спустя она пришла к заключению, что в деятельности таких агентств, как Platts, есть слабые места, и рекомендовала внести изменения, которые эти агентства обещали принять, пишет The Wall Street Journal.
При этом, по данным IOSCO, между нефтяными компаниями и агентствами существует множество споров и противоречий по поводу того, каким образом необходимо раскрывать и регулировать цены. Трейдинговое подразделение компании Total даже посылало письмо в организацию с жалобами на текущую систему.
«Несколько раз в год мы сталкиваемся с оценкой рыночных котировок, которые совершенно не соответствуют нашим наблюдениям, базировавшимся на открытой информации, лежащей в основе ценообразования», – писали представители Total. Компания призывала к регулированию ценовых индексов и подчеркивала, что качество информирования далеко не всегда остается на уровне и дезинформация может появиться на любой стадии цепочки – от производителя до покупателя. В Total с обысками не приходили.
Ранее – в 2011 году – антимонопольные органы Еврокомиссии проводили обыски и в российской компании «Газпром». А через год – осенью прошлого года – Еврокомиссия начала расследование в отношении компании, также проведя обыски. Еврокомиссия назвала три возможных нарушения антимонопольного законодательства.
«Во-первых, Газпром, возможно, разделял газовые рынки, препятствуя свободному потоку газа через территорию государств-членов. Во-вторых, Газпром мог препятствовать диверсификации поставок газа. Наконец, Газпром мог устанавливать несправедливые цены для своих клиентов, привязывая цены на газ к ценам нефти», – полагают в ЕК.
Такое поведение может представлять собой ограничение конкуренции и привести к росту цен и ухудшению надежности поставок, отмечает регулятор. Все это грозит Газпрому штрафом в 10% от выручки. Сроков окончания расследования названо не было.